Советы учителя-дефектолога

СОВЕТ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА "КАК ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ В РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ"

15.01.2024

 

         

Хорошая речь – важное условие  развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать  ему свои мысли.  Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать      в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее  это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

пройдите по ссылке: РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

свернуть

Советы учителя-дефектолога

 

Уважаемые родители, коллеги!

Приветствуем Вас на страничке учителя-дефектолога!

Учитель-дефектолог в детском саду - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка.

В широком понимании учитель-дефектолог является специалистом, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле учитель- дефектолог – это коррекционный педагог.

Основные формы работы учителя-дефектолога: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Главная задача учителя-дефектолога

определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе.

Цель коррекционно-развивающих занятий

конкретная помощь конкретному ребенку.

Функции учителя-дефектолога в детском саду

Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.

Изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины.

Если ребенок переведен из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой.

Учитель-дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

Деятельность учителя-дефектолога также направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы учителя-дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций. Во время которых родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.

Конечно, не все дети нуждаются в услугах учителя-дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития, не говоря о комплексных нарушениях, учитель-дефектолог в детском саду просто необходим.

Основную часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия учителя-дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалистов совместно с родителями.

Для успешности проведения занятий в кабинете учителя-дефектолога должна быть создана специальная предметно-пространственная среда, которую мы предлагаем посмотреть по ССЫЛКЕ

свернуть

Консультации для родителей

 

 

 

 

 

1. Консультация

«РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ МАССАЖНЫМИ МЯЧИКАМИ

СУ – ДЖОК»

                           

РАЗВИВАЕМ_МЕЛКУЮ_МОТОРИКУ_МАССАЖНЫМИ_МЯЧИКАМИ_СУ__ДЖОК.

2. Памятка для родителей

«Развитие речи: когда нужна помощь логопеда?»

Развитие_речи_когда_нужна_помощь_логопеда.

3.  ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАМКАХ ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ 6-7 ГОДА ЖИЗНИ С ОНР

    

4.«Все мы разные, все мы равные».

(толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями).

Толерантное_отношение_к_детям_с_ограниченными_возможностями.

5. Консультация для родителей

«Чем умнее руки, тем умнее ребёнок»

Чем_умнее_руки_тем_умнее_ребёнок.

 

6. ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА

1. https://content.schools.by/sad29molod/library/1_Ku1qreR.jpg

2. https://content.schools.by/sad29molod/library/2.jpg

3.https://content.schools.by/sad29molod/library/3.jpg

4.https://content.schools.by/sad29molod/library/4.jpg

5.https://content.schools.by/sad29molod/library/5.jpg

6.https://content.schools.by/sad29molod/library/6.jpg

7.https://content.schools.by/sad29molod/library/7.jpg

8.https://content.schools.by/sad29molod/library/8.jpg

9. Обогащаем_словарь_детей_брошюра.pdf

10. https://content.schools.by/sad29molod/library/Развитие_мелкой_моторики.pdf

свернуть

Консультации для педагогов

1. Развитие связной речи у воспитанников

РАЗВИТИЕ_СВЯЗНОЙ_РЕЧИ_у_воспитанников.

2. Фонематический слух – основа правильной речи

Фонематический_слух.

3. Цикл мини-консультаций

Грамматика.docx

Звукопроизношение.docx

Речь_как_средство_общения.doc

Связная_речь.docx

-Словарь.doc

4. Воспитание толерантного отношения к детям с ОПФР»

Воспитание_толерантного_отношения

5. Картотека упражнений с мячиками Су-Джок по лексическим темам:

"Волшебные мячики"

 

 

свернуть

Логопедические песенки

Логопедические песенки 

       Одним из принципов коррекционной работы с детьми является тесная связь речевого материала с музыкой и движением.      

       Давно известно, что пение  оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями.  

       Логопедические песенки вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения.

 

       Пропевание этих песенок помогают ребёнку развивать  речь, позволяют добиваться её чёткой дикции, точной интонации, учат воспроизводить определённый темп и ритм, но самое главное назначение логопедических песенок - это закрепление поставленных звуков в речи ребенка.

    В педагогическую копилку педагогов и родителей предлагаю несколько логопедических песенок на трудные звуки. 

Автор предложенных логопедических песенок - Екатерина Сергеевна Железнова, педагог-методист. 

Песенки сейчас споем, и трудные звуки выговаривать начнем! 

ИзображениеЛогопедические_песенки_-_КУ_ГИ_ГУ_КИ.mp3

ИзображениеЛогопедические_песенки_-_СУ_СА_СЫ_СИ.mp3

ИзображениеЛогопедические_песенки_-_ЗЫ_ЗЕ_ЗУ_ЗА.mp3

ИзображениеЛогопедические_песенки_-_ШИ_ШО_ШУ_ША.mp3

ИзображениеЛогопедические_песенки_-_ЖА_ЖУ_ЖЕ_ЖИ.mp3

ИзображениеЛогопедические_песенки_-_ЧЕ_ЧУ_ЧИ_ЧА.mp3

ИзображениеЛогопедические_песенки_-_ЛИ_ЛО_ЛЯ_ЛЮ.mp3

ИзображениеЛогопедические_песенки_-_РА_РЫ_РО_РУ.mp3

свернуть

Игротека

1. ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА "В игры играем, речь развиваем"

1. https://content.schools.by/sad29molod/library/1_Ku1qreR.jpg

2. https://content.schools.by/sad29molod/library/2.jpg

3.https://content.schools.by/sad29molod/library/3.jpg

4.https://content.schools.by/sad29molod/library/4.jpg

5.https://content.schools.by/sad29molod/library/5.jpg

6.https://content.schools.by/sad29molod/library/6.jpg

7.https://content.schools.by/sad29molod/library/7.jpg

8.https://content.schools.by/sad29molod/library/8.jpg

           2. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

Роль артикуляционной гимнастики.

     Чистая, правильная речь — одно из важнейших условий нормального развития ребенка и его социализации в обществе. При помощи речи, общения ребенок легко входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования.

     Однако, в наши дни у детей все чаще наблюдается  нарушения звукопроизношения, которые проявляются в смягчении, искажении, отсутствии тех или иных звуков. Одной из причин вызывающей данные нарушения, является слабость, малоподвижность, не точность движений  мышц артикуляционного аппарата, а главным образом мышц языка.

    Для укрепления мышц артикуляционного аппарата, формирования точных, дифференцированных движений языка, так необходимых для правильного произношения звуков, и проводиться артикуляционная гимнастика. 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

1.Проводить артикуляционную гимнастику  нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей умения закреплялись.  Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5- 7 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз.

3. При выполнении артикуляционных упражнений следует соблюдать определенную последовательность - начинать с более простых и переходить к более сложным упражнениям.  Проводить гимнастику необходимо в игровой форме, эмоционально (например, в виде Сказки про язычек).

4. Артикуляционные упражнения проводят в хорошо проветренном помещении в положении сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги спокойны.

5. Проводите гимнастику обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть образец выполнения движений взрослым и контролировать свое выполнение движений.

   Артикуляционные упражнения проводятся комплексами. Для каждого нарушенного звука есть свой комплекс. Разработаны комплексы упражнений, необходимые для выработки правильного произношения звуков С, З, Ш, Ж,Ч, Щ, Ц,Л,Р и остальных. 

    Вашему вниманию предоставляется  упражнения для выработки правильного произношения звуков Ш -Ж (упражнения "Лошадка", "Вкусное варенье", "Парус") и  Р - Рь (упражнения "Футбол", "Парус", "Дятел", "Заведи мотор"). Каждое упражнение сопровождается видеоматериалом, чтобы Вы наглядно видели образец выполнения движений.  

Упражнения для артикуляционной гимнастики.

Упражнение "Вкусное варенье"

Мы вареньем,крепким чаем

Всех знакомых угощаем.

С губ сотрем следы варенья 

Угощения-объедения!

ИзображениеВидеоролик к упражнению "Вкусное варенье"

 

Упражнение "Лошадка"

Причешу лошадке хвостик,

И на ней поеду в гости!

Цокай громче язычек,

Чтоб никто догнать не смог.

ИзображениеВидеоролик к упражнению "Лошадка"

Упражнение "Футбол"

Буду я в футбол играть,

Должен мяч не пропускать.

Поиграю я в футбол

И забью в ворота гол!

ИзображениеВидеоролик к упражнению "Футбол"

 

Упражнение "Парус"

Выше парус поднимай-

В путь кораблик отправляй.

Он под парусом плывет

И к друзьям ребят везет.

ИзображениеВидеоролик к упражнению "Парус"

 

Упражнение "Дятел"

Дятел на стволе сидит

Клювом по нему стучит. 

"Стук да стук, стук да стук!" -

Раздается громкий звук. 

ИзображениеВидеоролик к упражнению "Дятел"

 

 

 

Упражнение "Заведи мотор"  

По шоссе машина мчится

Во все стороны рычит.

За рулем сидит шофер -

"Дын - дын- дын" - гудит мотор. 

ИзображениеВидеоролик к упражнению "Заведи мотор"

 

Это интересно:

Артикуляционная гимнастика в стихах

      

свернуть