Советы учителя-дефектолога
СОВЕТ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА "КАК ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ В РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ"
15.01.2024
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
пройдите по ссылке: РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Советы учителя-дефектолога
Уважаемые родители, коллеги!
Приветствуем Вас на страничке учителя-дефектолога!
Учитель-дефектолог в детском саду - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка.
В широком понимании учитель-дефектолог является специалистом, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле учитель- дефектолог – это коррекционный педагог.
Основные формы работы учителя-дефектолога: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.
Главная задача учителя-дефектолога
определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе.
Цель коррекционно-развивающих занятий
конкретная помощь конкретному ребенку.
Функции учителя-дефектолога в детском саду
Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.
Изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины.
Если ребенок переведен из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой.
Учитель-дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
Деятельность учителя-дефектолога также направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы учителя-дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций. Во время которых родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.
Конечно, не все дети нуждаются в услугах учителя-дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития, не говоря о комплексных нарушениях, учитель-дефектолог в детском саду просто необходим.
Основную часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия учителя-дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалистов совместно с родителями.
Для успешности проведения занятий в кабинете учителя-дефектолога должна быть создана специальная предметно-пространственная среда, которую мы предлагаем посмотреть по ССЫЛКЕ
Консультации для родителей
1. Консультация
«РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ МАССАЖНЫМИ МЯЧИКАМИ
СУ – ДЖОК»
РАЗВИВАЕМ_МЕЛКУЮ_МОТОРИКУ_МАССАЖНЫМИ_МЯЧИКАМИ_СУ__ДЖОК.
2. Памятка для родителей
«Развитие речи: когда нужна помощь логопеда?»
Развитие_речи_когда_нужна_помощь_логопеда.
3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАМКАХ ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ 6-7 ГОДА ЖИЗНИ С ОНР
4.«Все мы разные, все мы равные».
(толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями).
Толерантное_отношение_к_детям_с_ограниченными_возможностями.
5. Консультация для родителей
«Чем умнее руки, тем умнее ребёнок»
Чем_умнее_руки_тем_умнее_ребёнок.
6. ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА
1. https://content.schools.by/sad29molod/library/1_Ku1qreR.jpg
2. https://content.schools.by/sad29molod/library/2.jpg
3.https://content.schools.by/sad29molod/library/3.jpg
4.https://content.schools.by/sad29molod/library/4.jpg
5.https://content.schools.by/sad29molod/library/5.jpg
6.https://content.schools.by/sad29molod/library/6.jpg
7.https://content.schools.by/sad29molod/library/7.jpg
8.https://content.schools.by/sad29molod/library/8.jpg
9. Обогащаем_словарь_детей_брошюра.pdf
10. https://content.schools.by/sad29molod/library/Развитие_мелкой_моторики.pdf
Консультации для педагогов
1. Развитие связной речи у воспитанников
РАЗВИТИЕ_СВЯЗНОЙ_РЕЧИ_у_воспитанников.
2. Фонематический слух – основа правильной речи
3. Цикл мини-консультаций
- Речь_как_средство_общения.doc
4. Воспитание толерантного отношения к детям с ОПФР»
Воспитание_толерантного_отношения
5. Картотека упражнений с мячиками Су-Джок по лексическим темам:
Логопедические песенки
Логопедические песенки
Одним из принципов коррекционной работы с детьми является тесная связь речевого материала с музыкой и движением.
Давно известно, что пение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями.
Логопедические песенки вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения.
Пропевание этих песенок помогают ребёнку развивать речь, позволяют добиваться её чёткой дикции, точной интонации, учат воспроизводить определённый темп и ритм, но самое главное назначение логопедических песенок - это закрепление поставленных звуков в речи ребенка.
В педагогическую копилку педагогов и родителей предлагаю несколько логопедических песенок на трудные звуки.
Автор предложенных логопедических песенок - Екатерина Сергеевна Железнова, педагог-методист.
Песенки сейчас споем, и трудные звуки выговаривать начнем!
Логопедические_песенки_-_КУ_ГИ_ГУ_КИ.mp3
Логопедические_песенки_-_СУ_СА_СЫ_СИ.mp3
Логопедические_песенки_-_ЗЫ_ЗЕ_ЗУ_ЗА.mp3
Логопедические_песенки_-_ШИ_ШО_ШУ_ША.mp3
Логопедические_песенки_-_ЖА_ЖУ_ЖЕ_ЖИ.mp3
Логопедические_песенки_-_ЧЕ_ЧУ_ЧИ_ЧА.mp3
Игротека
1. ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА "В игры играем, речь развиваем"
1. https://content.schools.by/sad29molod/library/1_Ku1qreR.jpg
2. https://content.schools.by/sad29molod/library/2.jpg
3.https://content.schools.by/sad29molod/library/3.jpg
4.https://content.schools.by/sad29molod/library/4.jpg
5.https://content.schools.by/sad29molod/library/5.jpg
6.https://content.schools.by/sad29molod/library/6.jpg
7.https://content.schools.by/sad29molod/library/7.jpg
8.https://content.schools.by/sad29molod/library/8.jpg
2. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
Роль артикуляционной гимнастики.
Чистая, правильная речь — одно из важнейших условий нормального развития ребенка и его социализации в обществе. При помощи речи, общения ребенок легко входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования.
Однако, в наши дни у детей все чаще наблюдается нарушения звукопроизношения, которые проявляются в смягчении, искажении, отсутствии тех или иных звуков. Одной из причин вызывающей данные нарушения, является слабость, малоподвижность, не точность движений мышц артикуляционного аппарата, а главным образом мышц языка.
Для укрепления мышц артикуляционного аппарата, формирования точных, дифференцированных движений языка, так необходимых для правильного произношения звуков, и проводиться артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей умения закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5- 7 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз.
3. При выполнении артикуляционных упражнений следует соблюдать определенную последовательность - начинать с более простых и переходить к более сложным упражнениям. Проводить гимнастику необходимо в игровой форме, эмоционально (например, в виде Сказки про язычек).
4. Артикуляционные упражнения проводят в хорошо проветренном помещении в положении сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги спокойны.
5. Проводите гимнастику обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть образец выполнения движений взрослым и контролировать свое выполнение движений.
Артикуляционные упражнения проводятся комплексами. Для каждого нарушенного звука есть свой комплекс. Разработаны комплексы упражнений, необходимые для выработки правильного произношения звуков С, З, Ш, Ж,Ч, Щ, Ц,Л,Р и остальных.
Вашему вниманию предоставляется упражнения для выработки правильного произношения звуков Ш -Ж (упражнения "Лошадка", "Вкусное варенье", "Парус") и Р - Рь (упражнения "Футбол", "Парус", "Дятел", "Заведи мотор"). Каждое упражнение сопровождается видеоматериалом, чтобы Вы наглядно видели образец выполнения движений.
Упражнения для артикуляционной гимнастики.
Упражнение "Вкусное варенье"
Мы вареньем,крепким чаем Всех знакомых угощаем. С губ сотрем следы варенья Угощения-объедения! |
|
Упражнение "Лошадка" Причешу лошадке хвостик, И на ней поеду в гости! Цокай громче язычек, Чтоб никто догнать не смог. |
|
Упражнение "Футбол" Буду я в футбол играть, Должен мяч не пропускать. Поиграю я в футбол И забью в ворота гол! |
|
|
Упражнение "Парус" Выше парус поднимай- В путь кораблик отправляй. Он под парусом плывет И к друзьям ребят везет. Видеоролик к упражнению "Парус"
|
Упражнение "Дятел" Дятел на стволе сидит Клювом по нему стучит. "Стук да стук, стук да стук!" - Раздается громкий звук. Видеоролик к упражнению "Дятел"
|
|
|
Упражнение "Заведи мотор" По шоссе машина мчится Во все стороны рычит. За рулем сидит шофер - "Дын - дын- дын" - гудит мотор. Видеоролик к упражнению "Заведи мотор"
|
Это интересно:
Артикуляционная гимнастика в стихах