Виртуальный методический кабинет

Организация дежурства по столовой в учреждении дошкольного образования

18.08.2022

 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВ ПО СТОЛОВОЙ

 

 

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ

В МЛАДШИХ ГРУППАХ

  • Дежурства имеют большое значение в воспитании детей:
  • Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.
  • Дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.
  • С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.
  • Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.
  • Задачи: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.
  • Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.
  • Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.
  • Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела:

«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет накрывать Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети».

  • Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.

Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».

Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».

  • «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»
  • Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет:

 «Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».

  • Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.
  • По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.
  • Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.
  • Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые.

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В

СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

  • Задачи:

-Формировать ответственное отношение за порученное дело.

-Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.

-Уметь правильно сервировать стол.

  • Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.
  • В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.
  • В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык обращения с ними ещё не сформирован.
  • Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).
  • В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.

Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков.

 Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.

Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу.

Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой).

Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.

Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.

  • Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.

Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.

 Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.

  • Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:

 «Серёжа сегодня был настоящим дежурным, обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».

  • Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.
  • Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.
  • В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.
  • Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.

(Скатерть дежурные складывают на столе пополам, а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).

 

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ

В СТАРШИХ ГРУППАХ

 

  • Дежурство по столовой в старших группах постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

 

  • Задачи: формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Приучать благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.

 

  • На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.
  • Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды.
  • Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если пом. воспитателя не успела её убрать), а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос).
  • Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.
  • Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.
  • Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.
  • Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.
  • Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей.
  • Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.
  • Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей.
  • Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто что будет делать.
  • Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.
  • В старших группах дежурных можно назначать на целую неделю.
  • Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т.д.).

 

 

свернуть

Нормативные правовые документы

03.10.2022

Нормативные правовые документы.

2023/2024 учебный год

 
 
 
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
 

Кодекс Республики Беларусь об Образовании 

Статья 39. Пользование учебниками и учебными пособиями
1. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися в учреждениях
образования может быть платным и бесплатным.
2. Лица, осваивающие содержание образовательных программ дошкольного, общего
среднего образования, на время получения образования обеспечиваются учебниками,
учебными пособиями учреждениями образования, иными организациями,
индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную
деятельность, за плату. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются
Правительством Республики Беларусь.


Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для:
учащихся санаторных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных
учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений;
лиц с особенностями психофизического развития, осваивающих содержание
образовательных программ специального образования;

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства;
лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного
образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом;
обучающихся из семей, которые в соответствии с Законом Республики Беларусь
от 29 декабря 2012 г. No 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим
детей» получают государственное пособие на детей старше трех лет из отдельных
категорий семей;
обучающихся, у которых один из родителей, усыновителей (удочерителей) является
инвалидом I или II группы;
обучающихся, являющихся членами семей лиц, указанных в подпунктах 3.2, 3.4
и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики
Беларусь от 14 июня 2007 г. No 239-З «О государственных социальных льготах, правах
и гарантиях для отдельных категорий граждан».
Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками
и учебными пособиями снижается на 50 процентов от установленной платы
за пользование соответствующими учебниками и учебными пособиями.

3. Лица, осваивающие содержание образовательных программ профессионально-
технического, среднего специального, высшего образования, обеспечиваются

учреждениями образования на время получения образования учебниками, учебными
пособиями бесплатно.

Стоимость комплекта учебных пособий на 2022/2023 учебный год 

Постановлением Совета Министров от 28 августа 2018 года №621 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. №839» установлена плата за учебники и пособия для дошкольников в 0,2 базовые величины -  6,4 рубля.  

 Родители должны внести плату до 1 октября текущего года. 

Разъяснения для заинтересованных по освобождению от оплаты за учебники и учебные пособия 

Согласно пункта ст 39 Кодекса об образовании право на бесплатное пользование учебниками имеют дети из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет. На сегодняшний день существует два вида пособий на детей старше 3-х лет: 

1) Пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, установленное ст.14 Закона о пособиях семьям, воспитывающим детей (предусмотрено для семей, воспитывающим детей-инвалидов, либо если в семье — отец проходит срочную службу, либо оба родители — инвалиды 1 или 2 группы). 

2) Пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, установленное с 2015 года с Указом Президента № 572 от 09.12.2014 (предусмотрено для семей, в которых воспитывается не менее двоих детей, при этом одному из детей до 3-х лет, а другому от 3 до 18 лет). 

Только первый вид пособия старше 3-х лет дает право на льготу: бесплатному обеспечению учебными пособиями подлежат семьи, которым назначено Пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей согласно ст. 14 Закона о пособиях. Тем, кому назначено пособие от 3 до 18 лет по Указу 572 Президента Республики Беларусь – к льготникам не относятся, и должны оплачивать право пользования учебниками в полном объеме. 

Законные представители обучающихся, имеющих право в соответствии с статьёй 39 Кодекса Республики Беларусь об образовании на бесплатное пользование учебниками и (или) учебными пособиями либо снижение платы за пользование ими, при обращении в учреждение образования представляют следующие документы: 

для установления бесплатного пользования учебниками и (или) учебными пособиями: 

удостоверение инвалида – для семей, в которых один или оба родителя инвалиды І или ІІ группы; 

заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – для лиц с особенностями психофизического развития; 

свидетельство о рождении – для детей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3 и пункте 10 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336); 

удостоверение инвалида о праве на льготы родителя, удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы – для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10, подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»; 

удостоверение инвалида – для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов с детства; 

выписку из медицинских документов – для детей, получающих дошкольное образование и страдающих онкологическими заболеваниями, больных  туберкулезом; 

заявление на имя заведующего. 

– для снижения платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями (50%) – удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет» 

заявление на имя заведующего. 

свернуть

Требования к планированию образовательного процесса

09.09.2022

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

в группах раннего и дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования

Словарь терминов

План — это система, позволяющая урегулировать порядок работы.

Цель — краткая позитивная формулировка желаемого конечного результата, который должен быть получен, если задачи будут успешно реализованы.

Цель планирования— обеспечение качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования в образовательном процессе с воспитанниками.

Задачи — пути реализации цели.

Основная цель планирования и организации образовательного процесса в дошкольном учреждении — обеспечение разностороннего развития и саморазвития личности ребенка,  формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

 

Педагогические требования
к планированию образовательного процесса:

1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм образовательного процесса. 

2. Сочетание методов педагогического взаимодействия с организацией разных видов детской деятельности воспитанников. 

3. Соответствие содержания, форм и методов образовательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей. 

4. Реальность плана, его систематичность и по­следовательность. 

5.Соответствие  оптимальной учебной нагрузки на детей нормативным правовым актам в сфере образования Республики Беларусь.

6. Учет медико-психолого-педагогических требований к последовательности, длительности форм образовательного процесса.

 

Виды планирования

Перспективное планирование - планирование на длительный период: год, полугодие, месяц.

Календарное планирование - планирование специально организованной деятельности,  видов детской деятельности и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день недели.

Перспективно-календарное планирование – часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца.

К выбору оптимальной и удобной формы планирования следует подходить с учетом профессионального уровня и индивидуального стиля деятельности педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в одной группе.

Форма плана образовательного процесса обсуждается коллегиально и утверждается на педагогическом совете.

(Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2014/2015 учебному году)

 

Структура плана

1.Годовые задачи учреждения дошкольного образования на  учебный год.

2.Научно-методическое обеспечение.

3.Список детей по подгруппам.

4. Циклограмма (обязательные компоненты организации разных видов совместной деятельности педагога и детей в течение дня).

5. Взаимодействие с семьей.

6. Индивидуальная работа с детьми.

7. Закаливание.

8. Двигательная деятельность (активность).

9. Специально организованная деятельность.

10. Виды детской деятельности.

  

Взаимодействие с семьёй:

1.Формы работы с родителями:
- коллективные*
- индивидуальные*
- наглядно-информационные
-информационно-коммуникационные
2. Содержание работы
- дата проведения
- ответственный
- отметка о выполнении

В том числе - вовлечение родителей в образовательный процесс.   

 

Индивидуальная работа с детьми

1. Первая  неделя (вторая, третья, четвертая).
2. Содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования.
3.Фамилия, имя ребенка.
4. Учет работы* (коррекционную работу с детьми осуществляют:  педагог-психолог, учитель-дефектолог).

 

Закаливание

Вид, задачи . Планирование задач на квартал и ежедневное проведение на протяжении дня обязательных мероприятий с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей детей сезонных изменений, условий дошкольного учреждения.

 

Физическая культура

Двигательная деятельность:

организованная:

-утренняя гимнастика на (1-2 и 3-4 недели, 2 и 4 недели - с усложнением и дополнением); физкультурная пауза; физкультминутки;

-подвижные игры  и физические упражнения  на 1-й и 2-й прогулках;

Активный отдых:

-физкультурный досуг, физкультурный праздник, день  здоровья.

самостоятельная двигательная деятельность (создание условий)

 

Специально-организованная деятельность

Тема недели;

образовательная область и вид занятия

             (*** «Искусство»: рисование);

тема занятия;

программные задачи(обучающие, развивающие, воспитательные);

источники планирования;

методические приемы; * дополнения

* (включаются задачи образовательных технологий или современных методик,  используемых  воспитателем в образовательном процессе)

 

Учёт работы

Учет работы не должен носить формальный характер, осуществляется на основе повседневного наблюдения за деятельностью каждого ребенка, анализа продуктивных видов деятельности и служит основанием для планирования индивидуальной работы с детьми на следующую неделю месяца.

Форма фиксации может быть разной (геометрическое и цветовое обозначение), простая, понятная  и доступная

 

Общение (дошкольный возраст)

- Разыгрывание коммуникативных этюдов в парах или с малыми подгруппами.

- Беседа-разговор (с детьми 1-3 лет).

- Беседы с детьми: с малышами — на темы ближайшего окружения, со старшими детьми —  на общественную, природоведческую тематику.

- Беседы о прочитанном произведении.

- Беседы на морально-этические темы.

- Обсуждение содержания альбомов, иллюстраций, картинок, открыток на разнообразную тематику.

- Тренинги.

- Обсуждение проблемных ситуаций.

- Упражнения вербального и невербального общения и др.

 

Игровая деятельность  (дошкольный возраст)

   Дидактические

   Пальчиковые

   Сюжетные и сюжетно-ролевые

   Настольно-печатные

   Словесные

   Хороводные

   Подвижные

   Компьютерные

   Интеллектуальные

   Народные

   Игры со строительным материалом и др.

 

Познавательно-практическая деятельность (дошкольный возраст)        

Наблюдение реальных предметов и объектов живой и неживой природы;

Обследование предметов и пространства;

Моделирование;

Простейшее экспериментирование (опыты с окружающими предметами и объектами неживой природы);

Предметно-орудийная деятельность (основной вид деятельности детей раннего возраста (показ способов действий с предметами и игрушками) и др.

 

Художественная деятельность (дошкольный возраст)

1. Художественно-речевая и театрально-игровая деятельность:

- восприятие литературных произведений (сказок, рассказов, стихов, малых фольклорных форм);

- исполнение произведений художественной литературы (заучивание и чтение стихов, потешек) и детское речевое творчество (сочинение сказок, рассказов, составление загадок, метафор, рифмовок);

- инсценирование с помощью игрушек;

- подготовка спектаклей и др.

2. Изобразительная деятельность:

- ознакомление с изобразительным искусством: рассматривание произведений изобразительного искусства (иллюстраций в книгах, картин, скульптуры малых форм и др.), предметов декоративно-прикладного искусства;

- изготовление декораций, атрибутов, составление коллажей;

- изобразительная деятельность:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • конструирование;
  • дизайн.

Трудовая деятельность

- Самообслуживание.

- Хозяйственно-бытовой труд.

- Труд в природе.

- Ручной труд (дошкольный возраст)

свернуть

Микрокабинет воспитателя дошкольного образования

07.09.2022

Примерный перечень пособий и материалов в микрокабинете воспитателя дошкольного образования

  1. Нормативные правовые и инструктивно-методические документы, регулирующие деятельность учреждения дошкольного образования.
  2. Литература (для своей возрастной группы):

— методическая;

— детская;

— картотека на имеющуюся литературу;

— аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания МО РБ, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Литература должна размещаться в соответствии с образовательными областями, должна быть рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.

  1. Методический материал (для своей возрастной группы):

— конспекты занятий;

— сценарии праздников, развлечений, игровых комплексов, игр и т.п. по образовательным областям;

— наглядные учебные пособия для педагогов;

— учебные пособия для воспитанников;

— рекомендации, памятки;

— таблицы, рисунки, модели;

— паспорта комнатных растений;

— подборки загадок, пословиц и поговорок, скороговорок, считалок и т.д.

  1. Картотеки:

— дидактических игр;

— подвижных игр;

— театральных игр;

— белорусских народных игр;

— пальчиковой гимнастики;

— физкультминуток;

— дыхательных упражнений;

— зрительной гимнастики;

— опытов и экспериментов;

— сюжетно-ролевых игр;

— интеллектуально-творческих игр;

— игровых упражнений и т.д.

  1. Дидактические, наглядно-дидактические, раздаточные, демонстрационные материалы (для организации занятий по реализации задач по всем разделам учебной программы дошкольного образования)

— тематические материалы («Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Поры года», «Неживая природа», «Растения», «Птицы», «Животные», «Насекомые», «Природные сообщества», «Одежда», «Обувь», «Бытовая техника», «Организм человека», «Транспорт», «Труд взрослых» и др.);

— цифры и счетный материал;

— наборы геометрических фигур разного размера и цвета;

— разрезные картинки и т.д.

  1. Материалы для организации занятий по изобразительной деятельности (отдельно размещаются материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, детского дизайна, ознакомления с произведениями изобразительного искусства):

— материалы и оборудование для занятий (по всем видам изобразительной деятельности) – трафареты, штампы, лекало, силуэтные изображения предметов и т.д.;

— образцы работ;

— рекомендации по ознакомлению с произведениями искусства;

— конспекты занятий по всем видам изобразительной деятельности;

— произведения живописи (репродукции картин), книжной графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульптуры малых форм, дизайна;

— альбомы с рисунками и фотографиями различных построек;

— материалы для нетрадиционных техник рисования (печатки, губки, ватные тампоны и др.);

— природный и бросовый материал для изготовления поделок (катушки, жёлуди, каштаны, шишки, мох, засушенные листья и пр.);

— поделки из природного и бросового материала;

— бумага разной фактуры;

— альбомы для раскрашивания, раскраски и др.

  1. Материалы по организации взаимодействия с родителями:

— тексты консультаций, бесед;

— разработки деловых игр, совместных развлечений;

— сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров;

— советы родителям по организации игр, занятий с детьми дома, оборудованию уголков для игры и др.;

— образцы анкет на различную тематику;

— итоговые материалы проведенного анкетирования;

— памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.

  1. Дидактические игры и пособия по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни.
  2. Дидактические пособия по развитию речи.
  3. Дидактические пособия и материалы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников.
  4. Дидактические игры, пособия и материалы по экологическому воспитанию дошкольников.
  5. Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).
  6. Материалы самообразования педагога.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета.

Примерный перечень пособий и материалов в микрокабинете музыкального руководителя:

  1. Нормативные правовые и инструктивно-методические документы, регулирующие деятельность учреждения дошкольного образования.
  2. Литература (для разных возрастных групп):

— методическая;

— картотека на имеющуюся литературу;

— аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания МО РБ, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Литература должна быть утверждена либо рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.

  1. Методический материал (для разных возрастных групп):

— конспекты занятий по образовательной области «Искусство (музыкальная деятельность)»;

— разработки игровых комплексов по образовательной области «Искусство (музыкальная деятельность)»;

— сценарии музыкальных мероприятий (праздников, развлечений, досугов);

— нотные наборы песен, музыкальных произведений, игр, плясок;

— рекомендации, памятки по проведению различных форм музыкального воспитания с дошкольниками и т.д.

  1. Картотеки:

— музыкально-дидактических игр;

— сюжетных дидактических игр;

— сюжетных музыкальных игр;

— музыкальных упражнений и т.д.

  1. Материалы для организации занятий по образовательной области «Искусство (музыкальная деятельность)»:

— записи программных произведений классической и современной музыки;

— игрушки и наглядные пособия по музыкальному воспитанию;

— портреты композиторов;

— картинки с изображением музыкальных инструментов;

— иллюстрации разных инструментальных составов;

— медальоны для драматизации песен;

— разные виды театров (театр рукавичек, брошек, театр на ложках, театр на коробочках и др.);

— карточки-модели ритмоинтонаций, эмоциональные открытки и др.

  1. Материалы по организации работы с педагогами:

— тексты консультаций, бесед;

— сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов;

— памятки, буклеты, информационные материалы, рекомендации и т.д.

  1. Материалы по организации взаимодействия с родителями:

— тексты консультаций, бесед;

— разработки совместных музыкальных мероприятий;

— сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов;

— советы родителям по организации музыкального воспитания дошкольников и др.;

— образцы анкет;

— итоговые материалы проведенного анкетирования;

— памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.

  1. Музыкальные инструменты из нетрадиционного материала для проведения занятий и музыкальных мероприятий, индивидуальной работы с воспитанниками.
  2. Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).
  3. Материалы самообразования педагога.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета.

Примерный перечень пособий и материалов в микрокабинете руководителя физического воспитания:

  1. Нормативные правовые и инструктивно-методические документы, регулирующие деятельность учреждения дошкольного образования.
  2. Литература (для разных возрастных групп):

— методическая;

— картотека на имеющуюся литературу;

— аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания МО РБ, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Литература должна быть утверждена либо рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.

  1. Методический материал (для разных возрастных групп):

— конспекты занятий по образовательной области «Физическая культура»;

— разработки игровых комплексов по образовательной области «Физическая культура»;

— сценарии мероприятий активного отдыха (физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья);

— разработки спортландий, развлечений спортивной направленности;

— подборки комплексов утренней гимнастики, дыхательных упражнений, упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки;

— рекомендации, памятки по проведению различных форм отдыха воспитанников;

— подборки загадок, считалок и т.д.

  1. Картотеки:

— подвижных игр;

— белорусских народных игр;

— дыхательной гимнастики;

— подвижных игр и физических упражнений на прогулке;

— спортивных игр;

— игровых упражнений спортивной направленности и т.д.

  1. Материалы по организации работы с педагогами:

— тексты консультаций, бесед;

— сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов;

— памятки, буклеты, информационные материалы, рекомендации и т.д.

  1. Материалы по организации взаимодействия с родителями:

— тексты консультаций, бесед;

— разработки совместных мероприятий активного отдыха;

— сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров, семинаров-практикумов;

— советы родителям по организации физического воспитания дошкольников;

— образцы анкет;

— итоговые материалы проведенного анкетирования;

— памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.

  1. Нестандартное физкультурное оборудование для проведения занятий и мероприятий активного отдыха, индивидуальной работы с воспитанниками.
  2. Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).
  3. Материалы самообразования педагога.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета

свернуть

Планирование образовательного процесса

21.12.2022

 План реализации образовательного процесса

в учреждении дошкольного образования

В группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:

Задачи деятельности учреждения образования на учебный год.

Научно­-методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных Национальным институтом образования).

Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по повышению психолого­педагогической компетентности родителей и включению их в образовательный процесс).

Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. )

Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).

Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1­й и 2­й прогулках, активный отдых).

Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие), планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом учреждения дошкольного образования, учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия, тема занятия, программные задачи, источники планирования.

Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная – в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).

В учреждениях образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения образования; научно­методическое обеспечение; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) разрабатывать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) – на каждый день недели месяца.

При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.

Занятия планируются на каждый день недели по следующей схеме:День недели, дата

  1. Образовательная область и вид занятия, например "Искусство" (рисование);
  2. Тема занятия;
  3. Программные задачи(обучающие, развивающие, воспитательные);
  4. Источники планирования;
  5. Методические приемы в графе «дополнение» (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному воспитаннику, например беседа, рассматривание картин, обследование, эксперимент, наблюдение, рассказ, показ способов действия, чтение литературы, дидактическая деятельность детей и т.д.).

В нерегламентированной деятельности планируются гибкие и интересные виды деятельности по направлениям: физическое развитие воспитанника, социально-нравственное и личностное развитие воспитанника, познавательное развитие воспитанника, речевое развитие воспитанника, эстетическое развитие воспитанника. Образовательные задачи распределены по основным видам деятельности: познавательная практическая, общение, игровая, художественная, трудовая, элементарная учебная.

-игры (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, театрализованные, дидактические игры, развивающие,  интеллектуальные, игры-экспериментирования, подвижные игры, игра с природными материалами, игры-драматизации, народные белорусские игры); сенсомоторные игры, игры-экспериментирования);

- общение (ситуационные диалоги, беседы, коммуникативные ситуации, артикуляционные  упражнения, фонетические игры, невербальные средства общения, чтение с обсуждением, рассказы, этюды, упражнения на развитие коммуникативных умений, игры-задания, ставящие ребёнка в условия морального выбора, проблемные ситуации.

-  познавательную практическую деятельность (наблюдения, рассматривание иллюстраций,  обследование, действия с измерительным оборудованием, проблемные ситуации, экспериментирование, опыты, целевые прогулки, экскурсии, моделирование, исследование свойств, просмотр диафильмов, видеофильмов познавательного характера);

- трудовую деятельность  (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, коллективный труд, ручной труд, самообслуживание);

-   художественную  деятельность (чтение литературных произведений, праздники, досуги, развлечения, различные виды театров,  восприятие произведений искусства, чтение литературных произведений, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музыцирование, театр и т.д., рассматривание иллюстраций, картин, художественных фотографий, драматизации).

Структура плана  на год:

1.Задачи деятельности учреждения образования на учебный год.

2.Научно­методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.) Можно указывать сайты, рекомендованные МО

На полугодие:

3.Список детей по подгруппам

1.по дате рождения

  1. по уровню развития исходя из наблюдения.

4.Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).

Ежемесячно

5.Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по повышению психолого­педагогической компетентности родителей и включению их в образовательный процесс).

Формы: коллективная, индивидуальная, наглядно-информационная, информационно-коммуникационная). Срок проведения ставится на неделю: с 1.09 по 4.09.

5.Взаимодействие с семьей

 

Формы взаимодействия с семьей

Содержание

Дата проведения

Ответственный

Отметка о выполнении

Коллективные

 

 

 

 

Индивидуальные

 

 

 

 

Наглядно-информационные

 

 

 

 

 

Информационно-коммуникацион-ные (сайт, электронная почта и т.д.)

 

 

 

 

 

6.Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1­й и 2­й прогулках, активный отдых).

Утренняя гимнастика- с дополнениями на 2 и 4 недели Меняем не более 2 –х пунктов.

Недели

Содержание

Дополнение

Первая

 

 

Вторая

 

+

Третья

 

 

Четвертая

 

+

 

Физкультурная пауза проводится  между занятиями -2-3 игры

Активный отдых-   планируются только досуги, спортивные праздники, дни здоровья, пешие походы. В первой младшей группе нет  активного отдыха. Во второй младшей группе – 1-2 раза в месяц, со средней группы- 2 раза в месяц. Дает руководитель физвоспитания.

Указываем дату, форму проведения, цель, ответственные.

В днях здоровья и спортивных праздниках указываем дату и тему.

 П/и и упражнения на прогулке

На прогулке отрабатываются задачи, которые брались на физкультурном занятии. Поэтому, у руководителя физвоспитания берем задачи по развитию основных видов движений на первую, вторую и т.д. недели, и предусматриваем к данным задачам игры и упражнения. Задач на неделю не должно быть более, чем количество проведенных занятий.

На каждую неделю включаем 1 новую подвижную  игру+ 1 белорусскую подвижную игру. На одну прогулку планируем не более 3-х игр.

Недели

Подвижные игры и физические упражнения на первой прогулке

Подвижные игры и физические упражнения на второй прогулке

Первая

 

 

Вторая

 

 

Третья

 

 

Четвертая

 

 

  7.Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие)планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия (например "Искусство" (рисование); тема занятия, программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные); источники планирования.

Обучающие:

Формировать

Систематизировать

Закреплять

Группировать (первая, вторая младшая)

Классифицировать (средняя гр.)

Развивающие:

Развивать (психические процессы, речь): Память по анализаторам - слуховая, тактильная, зрительная, двигательная;  по длительности- кратковременная, долговременная. Внимание – развиваем устойчивость.

Воспитательные ( формирование и развитие личностных качеств, социальных умений и навыков)

Воспитывать желание….

Исключаем использование слов  "обобщить", "расширить"

Дни недели

Специально организованная деятельность (по образовательным областям)

Дополнения

Общение

Игровая деятельность

Познавательная практическая

Художественная

деятельность

Трудовая деятельность

Понедельник

 

 

 

 

 

 

 

Вторник

 

 

 

 

 

 

 

Среда

 

 

 

 

 

 

 

Четверг

 

 

 

 

 

 

 

Пятница

 

 

 

 

 

 

 

8.Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная – в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).

Утром целесообразно проводить

  1. индивидуальную работу по образовательным областям
  2. трудовую деятельность в природе
  3. самостоятельную двигательную деятельность
  4. игровую деятельность (с/р игры, д/и, развивающие игры и т.д.)

Во второй половине дня

  1. Общение
  2. Художественная деятельность
  3. Познавательная, практическая деятельность (может быть как в первой половине дня, так и во второй)
  4. Игровая деятельность (строительные игры, театрализованные,игры-драматизации и т.д.)

9.Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Если ребенок не справляется с поставленной задачей в течение недели, переносим эту же задачу на вторую неделю. Для реализации задачи дается 1 месяц. Если ребенок  не справился, меняем задачу.

 Индивидуальная работа с детьми.

Образовательная область

Задача

Содержание работы

Фамилия, имя ребенка

Учет работы

свернуть

Как создать интерактивные игры для воспитанников

Создание интерактивных игр для воспитанников в PowerPoint

 

Дидактические развивающие игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

Для создания дидактической игры в PowerPoint педагог должен:

1. Разработать понятные для дошкольников правила и увлекательный сюжет игры (обеспечить возможность выбора вариантов содержания изучаемого материала, выбора режима работы) .

2. Составить конспект, где должен описать алгоритм действий (все действия показывать стрелками, мигающими значками, выделением, увеличением размера объекта. Это позволит ребенку сосредоточить внимание на нужном объекте, запомнить порядок действий)

3. Определить цель и обучающие задачи игры.

4. Определить действия дошкольника в игре, направленные на решение обучающей задачи.

5. Задать игровую мотивацию (что будем делать, для кого и для чего) .

6. Показать дошкольникам способ выполнения задания (как это делать) .

 

 

 

     Приведем примеры интерактивных развивающих игр, разработанных в программе MS Power Point, рассчитанные на детей 3-5 лет. Очень часто в развивающих интерактивных играх – презентациях требуется исключить лишние объекты или понятия. Мы не знаем, с какой картинки или слова ребенок начнет работу, применение такого средства анимации как триггеры, позволяет решать проблему очередности объектов в настройках анимации. Хорошо, когда появится картинка и ребенок одновременно с этим услышит звук. Поэтому настраиваем звук – вместе с предыдущим. Появившееся изображение микрофона перетащим вниз за пределы кадра, чтобы его не было видно, или настраиваем его на невидимый режим. Ребенок отгадывает загадку и видит картинку – отгадку, слышит слово. Дошкольнику особенно интересно слышать звуки животных и отгадывать хозяина этого звука. В конце каждого занятия обязательно нужно похвалить ребенка. Следует также учесть, что продолжительность занятий с компьютером дошкольника не может превышать 10 минут

     Поясним технологию подготовки интерактивных развивающих презентаций. Программа Power Point позволяет устанавливать различные эффекты анимации. Одно из средств анимации – триггеры. «Триггер» (англ.) – спусковой крючок. С помощью триггеров мы можем пользоваться технологией «горячих зон», когда группы настроенных анимационных эффектов запускаются по желанию пользователя при нажатии на соответствующие объекты слайда. Использование технологии горячих зон позволяет значительно улучшить обратную связь с обучаемыми, обеспечить более комфортные условия проведения занятия и индивидуального подхода в обучении. Триггер как и управляющая кнопка, срабатывает при наведении курсора по щелчку левой кнопки мышки, при этом в момент наведения сам курсор меняет внешний вид на «ладошку». Причем данное действие можно применить многократно. Приведенные примеры могут служить основой для составления развивающих игр - презентаций, включающие задания на исключение лишнего, классификацию, использоваться при проверке знаний (кроссворд, заполни пропуски, убери лишнее, тест и др.).

свернуть

В помощь педагогу: методическая литература для самообразования

Воскобович В.В.Развивающие игры Воскобовича

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе

Голицына Н.С. Конспектыкомплексно-тематических занятий первая младшая группа интегрированный подход

Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки подробнее...

Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка. Опыты и экспериенты для детей.

Киреева Л.Г. Играем в экономику

Комарова Т.С. Детское художественное творчество

Ладутьков Л.К.Картотека дидактических игр и упражнений о развитию речи дошкольников

Малашекнова Е.А. Прогулка в детском саду. Организация и планирование.

Манушкина Н.  Детская энциклопедия с Чевостиком. Чистые ладошки.

Прошкина И.В.Проулка в детском саду. Организация и планирование.

Розова Е.Ю. Развиваем речь, тренируем память с использованием приёмов мнемотехники в работе логопеда.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду подробнее...

Сидорчук Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков.

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа. Ч.1. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа. Ч.2. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа. Ч.3. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.1. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.2. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.3. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.4. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: старшая группа. Ч.1. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: старшая группа. Ч.2. подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: старшая группа. Ч.3подробнее...

Остапюк О.В. Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: старшая группа. Ч.4. подробнее...

Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике.

Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста подробнее

Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей подробнее…

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста подробнее…

Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста подробнее…

Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой подробнее…

Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста подробнее…

Тугушева Г.П.Чистякова  А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Фатихова Л.Ф.Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями.

Шаблыко Е.И.Коррекция нарушений произношения шипящих звуков.

Шатова А.Д.Деньги.

Шебеко В.Н. Развивающие игры по физической культуре для старших дошкольников подробнее...

свернуть

Требования к подготовке и проведению режимных моментов

Требования к подготовке и проведению режимных моментов

 Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. На первый взгляд, ничего нового по отношению к организации режимных моментов как условий для решения образовательных задач не наблюдается: нормируется то, что всегда было в силу специфики дошкольного образования.

     Как известно, распорядок дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей.     

     Зафиксируем принципиально важные позиции или подходы, которые помогут грамотно систематизировать задачи психолого-педагогической работы в каждом из организационных моментов режима (распорядка) дня.

Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребенка:

-Организация каждого из режимных моментов должна обеспечивать всестороннее развитие ребенка.

-В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

-Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».

Распорядком дня предусматривается организация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей как в режимных моментах, так и между ними.         

Выбор деятельности зависит от возраста детей, их интересов, сезонности, событийности и др. В ежедневном планировании, опираясь на план организации различных видов детской деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы.

В распорядке дня выделим следующие режимные моменты:

-Утренний прием.

-Утренняя гимнастика.

-Организация питания (завтрак, обед, полдник, ужин).

-Организация непосредственно образовательной деятельности.

-Организация прогулки.

-Организация сна.

-Уход домой.

В каждом из перечисленных режимных моментов (кроме утреннего приема и ухода домой) обязательно существует подготовительный и завершающий этап: подготовка к утренней гимнастике, утренняя гимнастика, завершение утренней гимнастики; подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки; подготовка ко сну, сон, постепенный подъем и т.п.

Специфика дошкольного образования заключается в том, что образование маленького человека происходит буквально в каждый момент его жизни, исключение составляет только глубокий сон. Но даже в тот момент, когда ребенок внезапно пробуждается, реакция взрослого на это пробуждение может обеспечить как положительное, так и отрицательное влияние на его развитие. Поэтому проектируя организацию сна ребенка, обязательно поставим задачи, которые могут быть решены не только при подготовке ко сну или его завершении, но и в процессе сна (при внезапном пробуждении ребенка).

Система проектирования режимных моментов будет включать:

-особенности организации режимного момента (с учетом санитарных правил и норм, действующих в системе дошкольного образования);

-организационные моменты (или структурные компоненты), которые можно выделить в структуре каждого режимного момента;

-основные направления деятельности в каждом организационном моменте;

-задачи, решаемые в каждом организационном моменте (с учетом принципа интеграции образовательных областей);

-формы, методы, приемы решения задач;

-планируемые результаты (достижения ребенка).

Особенности организации питания

      В дошкольном образовательном учреждении организуется трех-четырехразовое питание, в соответствии с зимне-весенним и летне-осенним 10-дневным меню. Подсчет белков, жиров, углеводов, а также калорийности блюд, получаемых детьми, проводится ежемесячно. Для детей с аллергодермотозами составляется отдельное меню с учетом их индивидуальных особенностей.

     Контроль за соблюдением натуральных норм продуктов и проведение С-витаминизации готовой пищи осуществляются медсестрой. Контроль за правильной организацией питания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется заведующей с привлечением членов родительского комитета. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.

      Для благоприятного прохождения процесса питания за каждым ребенком закрепляется индивидуальное место. Столы и стулья соответствуют росту детей. Перед каждым приемом пищи столы обрабатываются влажной салфеткой.

     Столовые приборы (тарелка, ложка, вилка, нож) раскладываются на индивидуальные салфетки. Их набор определяется меню блюд. Чайные чашки устанавливаются на блюдцах. К компоту с фруктами подается чайная ложка. Бумажные салфетки ставятся в салфетницах, хлеб подается в хлебницах.

     В сервировке столов принимают участие воспитанники (дежурные), осваивающие правила подготовки столов к приему пищи:

-перед сервировкой столов необходимо привести свой внешний вид в порядок, вымыть руки;

-индивидуальные салфетки раскладываются после обработки столов влажной салфеткой;

-приборы на индивидуальные салфетки раскладываются в определенном порядке: тарелка в центре; ложка, вилка, нож лежат строго параллельно друг другу и тарелке.

     Мотивация детей на дежурство обеспечивается предварительным сообщением дежурному меню, обсуждением необходимых приборов для сервировки стола, набором атрибутов для дежурных: передник и колпак в соответствующем полу ребенка цветовом и дизайнерском оформлении.

По завершении приема пищи дежурные помогают помощнику воспитателя: убирают на место салфетницы, хлебницы и индивидуальные салфетки. Для полоскания полости рта после еды помощником воспитателя готовятся индивидуальные стаканчики с охлажденной кипяченой водой. В процессе организации питания соблюдается принцип эмоционального благополучия детей, решаются задачи столового этикета и культуры питания. Вопросы организации правильного питания и воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста решаются в тесном взаимодействии с родителями.

Дежурство (структурный компонент организации питания)

Направление деятельности.

Формирование представлений о дежурстве как проявлении заботы о других людях.

Развитие умений готовить обеденную зону к приему пищи.

Задачи.

Формировать представления о подготовке к дежурству по столовой (культурно-гигиенические навыки, внешний вид).

Развивать представления о необходимости соблюдения правил безопасности при подготовке столов и стульев, а также сервировки столов к приему пищи.

Формировать представления о меню, этикетных формах сервировки стола в соответствии с меню, развивать умения правильно и красиво сервировать обеденный стол. 

Формировать чувство ответственности за подготовку обеденной зоны к приему пищи. 

Формы, методы, приемы.

Действия по словесному указанию, образец, поручения и задания, положительная педагогическая оценка.

Прием пищи

(структурный компонент организации питания)

Направление деятельности.

Формирование культуры питания.

Задачи.

Формировать представления детей о необходимости спокойного, неторопливого приема пищи, тщательного ее пережевывания Развивать представления о полезности блюд, технологии их приготовления, влияния питания на физическое состояние и здоровье человека; об этикетных нормах и правилах поведения за столом Формировать навыки безопасного и культурного поведения во время приема пищи Развивать умения замечать красоту сервировки стола, оформления блюд, внешнего вида (дежурного, помощника воспитателя, детей), умения поддерживать порядок на столе Формировать чувство благодарности повару, помощнику воспитателя, машинисту по стирке белья, дежурному

Формы, методы, приемы.

 Презентация меню, сообщение, выражение положительных эмоций, положительная педагогическая оценка, ситуативный разговор.

Основные формы привлечения родителей:

-родительские собрания с презентацией новых блюд;

-рекомендации по приготовлению блюд для сбалансированного питания детей на каждый выходной день;

-выставки-дегустации;

-консультации с приглашением специалистов города, компетентных в вопросах детского питания.

Особенности организации прогулки

Подготовка к прогулке 

 Направление деятельности.

Развитие самостоятельности в выполнении правил сбора на прогулку.

Задачи.

Формировать представления о правилах сбора на прогулку, развивать умения самостоятельно выполнять действия, предусмотренные правилами:

наводить порядок в группе и развивающих центрах (убирать игрушки и пособия, аккуратно и красиво ставить стулья к столам)

одеваться по погоде, в определенной последовательности, аккуратно, в общем ритме, не мешая соседям при необходимости обращаться с просьбой о помощи, оказывать помощь сверстникам. По окончании одевания аккуратно закрывать дверцу шкафчика, ожидать других детей ,участвовать в подготовке и выносе материала, необходимого для прогулки спокойно выходить на прогулку, придерживать дверь при закрывании, заботиться о безопасности сверстников Формы, методы, приемы.

Напоминание, ситуативный разговор, поддержка, положительная оценка, поощрение, помощь, обращение к ребенку с просьбой об оказании помощи сверстнику, образец этически ценного поведения по отношению друг к другу, похвала — одобрение, выражение педагогом своих чувств, связанных с проявлением детьми опрятности, аккуратности, а также доброжелательности, стремления помочь, озвучивание чувств детей, рассказ, проговаривание потешек, стихов, загадок.

 Особенности организации Сна

Направление деятельности.

Создание детям индивидуального комфорта в постели, проявление заботы об их эмоциональном благополучии в процессе сна.

Формирование бережного отношения к спящему человеку.

Задачи.

Формировать умение принимать удобную позу, расслабляться в постели Развивать представления о возможных причинах пробуждения (жажда, витальные потребности, ощущения холода или жары, страшный сон, завершение периода сна), адекватном поведении при внезапном пробуждении Развивать умение самостоятельно удовлетворять свои потребности  в моменты внезапного пробуждения

Формировать представления о правилах поведения при внезапном пробуждении, развивать умения тихо вести себя, проявляя бережное отношение ко сну сверстников

Формы, методы, приемы.

Музыкотерапия, индивидуальная помощь в достижении комфортного состояния в постели, сказкотерапия, чтение художественной литературы, ситуативный разговор, вопросы-предположения (Ты замерз? Хочешь в туалет? Приснился страшный сон?), проговаривание действий, положительная оценка.

Источники:

1.Учебная программа дошкольного образования / Министертво образования Республики Беларусь. — 2­е изд. — Минск : Нац. ин­т образования; Аверсэв, 2019. — 479 с.

2.https://infourok.ru/

свернуть

Произведения белорусской художественной литературы и фольклора

 Произведения белорусской художественной литературы и фольклора

в соответствии с учебной программой дошкольного образования

 

Первая младшая группа

Белорусские народные песенки и потешки. "Сонейка-сонца", "Мышка, мышка, дзе была?", "Гого-гого, гусачок", "Верабейчык", "Белабока-сарока", "Трах-бах-тарабах", "Божая кароўка", "Чэ-чэ, чэ-чэ, сарока", "Люлi-люлi, люляшу", "Ай, люлi-люлi-люлечкi", "Iшла каза", "Люлi-люлi-маленькi", "Ходзiць певень па капусце", "Люляю-люляю", "А ты, коцiнька-каток", "Апсiк, апсiк, каточак", "Кую, кую ножку", "Гушкi, гушкi, гушкi", "Сарока-варона", "Чыкi-чыкi, сарока", "А ты, каток шэры", "Люлi-люлi-люлечкi", "Люлi-люлi-люлi", "Кукарэку, певунок", "Не хадзi, коцiк", "У куце сядзiць мядзведзь", "Ладкi-ладком", "Ладу, ладу, ладкi", "Баю-баiнку, баю", "А курачка-рабушачка", "Сядзiць мядзведзь на калодзе", "Бычок", "Iграў я на дудцы", "Сядзiць сыч на капе", "Вожык", "Iдзi, iдзi, дожджык", "Горкай, горкай, горачкай".

Вторая младшая группа

Белорусские народные песенки и потешки. "Iграў я на дудцы", "Ой, бычок, мой бысенька", "Кукарэку, певунок", "Вожык", "Ягорачка", "Кую, кую ножку", "Ласачка".

Белорусские народные сказки. "Курачка-Рабка", "Былiнка i верабей", "Зайкава хатка", "Каза-манюка", "Пчала i муха", "Муха-пяюха", "Коцiк, пеўнiк i лiсiца".

Произведения белорусских поэтов. Т.Кляшторная. "Ветлiвыя словы", "Шпак", "Дожджык", "Паўцякалi цацкi", "Не сквапная"; В.Рабкевiч. "Едзе восень"; С.Сокалаў-Воюш. "Блакiт нябёс", "Алоўкi", "Елка"; А.Дзеружынскi. "Пралеска"; А.Прохараў. "За адвагу"; Я.Колас. "Сонца грэе, прыпякае", "Храбры певень"; Я.Купала. "Лiстапад"; Я.Журба. "Першыя сняжынкi", "Дзед Мароз"; З.Бядуля. "Мае забавы"; М.Хведаровiч. "Свецiць, як сонца, ад самай калыскi"; Л.Пранчак. "Завiруха"; Э.Агняцвет. "Маме"; А.Бадак. "Мышка", "Беларусачка"; С.Грахоўскi. "Сонечная сцежка"; А.Грачанiкаў. "Сон"; Л.Рашкоўскi. "Я хачу салдатам стаць"; К.Цвiрка. "Коцiкi"; В.Лукша. "Вясёлка"; Я.Жабко. "Залаты праменьчык".

Произведения белорусских писателей. У.Юрэвiч. "Бярозчыны валёнкi"; А.Кобец-Фiлiмонава. "Сем мастакоў"; Я.Брыль. "Жыў-быў вожык".

Средняя группа

Белорусские народные песенки и потешки. "Iграў я на дудцы", "Ой, бычок, мой бысенька", "Кукарэку, певунок", "Вожык", "Ягорачка", "Кую, кую ножку", "Ласачка".

Белорусские народные сказки. "Курачка-Рабка", "Былiнка i верабей", "Зайкава хатка", "Каза-манюка", "Пчала i муха", "Муха-пяюха", "Коцiк, пеўнiк i лiсiца", "Пшанiчны каласок", "Пiлiпка-сынок", "Сынок-з-кулачок", "Каток - Залаты лабок", "Як курачка пеўнiка ратавала".

Произведения белорусских поэтов. Т.Кляшторная. "Ветлiвыя словы", "Шпак", "Дожджык", "Паўцякалi цацкi", "Не сквапная", "Сукенка раскажа"; В.Вiтка. "Пiла"; В.Рабкевiч. "Едзе восень"; С.Сокалаў-Воюш. "Блакiт нябёс", "Возера лясное", "Замак", "Змей", "Алоўкi", "Елка", "Навагодняя песня"; А.Лойка. "Кураняты"; Г.Iванова. "Я будую дом з пяску"; А.Дзеружынскi. "Пралеска", "Бусел i хлопчык"; А.Прохараў. "За адвагу", "Мурашыная святлiца"; I.Муравейка. "Адмарозiў лапкi", "Шалтай-Балтай"; С.Новiк-Пяюн. "Верабейчыкi", "Над калыскай"; В.Лукша. "Вясёлка"; Я.Купала. "Лiстапад"; Я.Журба. "Першыя сняжынкi", "Дзед Мароз", "Восень", "Коцiк", "Вавёрка", "Пчолка"; З.Бядуля. "Мае забавы"; М.Хведаровiч. "Свецiць, як сонца, ад самай калыскi"; Л.Пранчак. "Завiруха"; Э.Агняцвет. "Зямля з блакiтнымi вачамi", "Маме"; А.Бадак. "Мышка", "Беларусачка", "Зайчаняткi"; Д.Бiчэль-Загнетава. "Радзiма"; С.Грахоўскi. "Сонечная сцежка", "Наш май", "Сунiчкi"; Л.Рашкоўскi. "Я хачу салдатам стаць"; Л.Дайнека. "У вясновым лесе"; А.Грачанiкаў. "Сон"; Я.Колас. "На рэчцы зiмой", "Дзед госць", "Зiма", "Песня аб вясне", "Сонца грэе, прыпякае", "Храбры певень"; У.Дубоўка. "Пра дзеда i ўнука"; В.Жуковiч. "Калядная вячэра"; П.Прыходзька. "Сiненькiя вочы"; М.Танк. "Галiнка i верабей", "Ехаў казачнiк Бай"; А.Русак. "Мой край"; А.Ставер. "Як зроблены цацкi?"; Н.Тулупава. "Сыражуйкi"; Р.Барадулiн. "Ната маму любiць надта", "Ай! Не буду! Не хачу!"; Ю.Свiрка. "Сёння ў нашай мамы свята", "Бабулiны казкi"; Л.Дранько-Майсюк. "Пра добрую мышку i мудрую кошку"; В.Iпатава. "Янка-запытанка"; С.Шушкевiч. "Пайшоў коўзацца каток", "Цяжка жабцы жыць без хаткi", "Нашы сябры"; А.Якiмовiч. "Звяры нашых лясоў"; А.Бялевiч. "У лесе"; Э.Валасевiч. "Сама"; В.Вярба. "Матулiны рукi".

Произведения белорусских писателей. I.Бурсаў. "Страшная казка пра страшнага звера"; В.Хомчанка. "Яблык", "Яшава рукавiчка"; У.Юрэвiч. "Пацалунак асвы", "Бярозчыны валёнкi"; В.Вiтка. "Натальчына сямейка"; А.Кобец-Фiлiмонава. "Сем мастакоў"; Я.Брыль. "Жыў-быў вожык"; Б.Сачанка. "Насцечка"; I.Шуцько. "Смелая ўнучка".

 Старшая группа

Белорусские народные сказки. "Пра быка i яго сяброў", "Жаронцы", "Лёгкi хлеб", "Не сiлай, а розумам", "Лiсiца-хiтрыца", "Як кот звяроў напалохаў", "Селянiн, мядзведзь i лiсiца", "Верабей i мыш", "Кот Максiм", "Гарошак".

Произведения белорусских поэтов. Э.Агняцвет. "Саўка за сталом", "Зямля з блакiтнымi вачамi", "Хто пачынае дзень?"; М.Багдановiч. "Зiмой"; Д.Бiчэль-Загнетава. "Белая Русь"; Р.Барадулiн. "Загадкi на градках", "Жарт"; А.Вольскi. "Дзецi", "Радзiма"; В.Вярба. "Пралеска"; В.Вiтка. "Жаўна", "Бусел", "Вавёрчына гора"; С.Грахоўскi. "Сонечная сцежка"; А.Грачанiкаў. "Развiтанне"; У.Дубоўка. "Як сiнячок да сонца лётаў"; Н.Игнатенко. "История про Варю и Дубовенка", "Сказка про Тимку и Кузьку"; В.Iпатава. "Як ён завецца?"; А.Мiнкiн. "Агнявiк"; I.Муравейка. "Акраец хлеба"; С.Новiк-Пяюн. "Ночка", "Пурга"; Я.Колас. "Першы гром", "Вясна" (урывак), "Ранiца вясною", "Канец лета", "На лузе", "Адлёт жураўлёў"; Я.Купала. "Хлопчык i лётчык", "Бай"; С.Шушкевiч. "Нашы сябры", "Пракалоў камарык ножку"; М.Хведаровiч. "Дарагое iмя"; М.Танк. "Жук i слiмак", "Хлеб"; П.Панчанка. "Месяцы года"; К.Цвiрка. "Коцiкi"; Н.Галiноўская. "Будзь уважлiвы, пешаход"; В.Жуковiч. "Незаменнае"; Я.Жабко. "Бабулiна крынiчка".

Произведения белорусских писателей. Цётка. "Журавель i чапля"; З.Бядуля. "Скарб"; В.Вiтка. "Страшная казка"; У.Галубок. "Гонар"; В.Хомчанка. "Бiлеты ў цырк"; А.Дудараў. "Сiнявочка"; А.Кобец-Фiлiмонава. "Дзiвосны лядзяш"; К.Калiна. "Зiмовы дуб", "Кампот", "Сакавiк i яго сёстры", "Красавiк", "Лiпень", "Жнiвень", "Верасень", "Кастрычнiк"; М.Гамолка. "Васiлёва бярозка"; У.Ягоўдзiк. "Бусел", "Вожык", "Заяц".

свернуть

Материалы республиканского конкурса профессионального мастерства: описание системы педагогической деятельности

Материалы республиканского конкурса профессионального мастерства: описание системы педагогической деятельности

Конкурс профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь» – это комплекс мероприятий по обобщению и распространению опыта работы лучших педагогических работников страны, выявлению инициативных, энергичных, целеустремленных педагогов, лидеров образования. Он направлен на развитие творческого потенциала педагогических работников, мотивацию их активной деятельности  по обновлению содержания  образования, рост профессионального мастерства педагогических работников,  поддержку  инновационных технологий в области педагогики, утверждение приоритета образования в обществе.

Описание системы педагогической деятельности «ОБУЧАЯ, Я ВОСПИТЫВАЮ…»

пройдите по ссылке: http://www.academy.edu.by/component/content/article/1995.html

Описание системы педагогической деятельности «Учить детей учиться»
или «Чтобы дети хотели учиться»

свернуть

В помощь педагогам

Аттестация педагогических работников

 

                   АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

свернуть

Информационно-методический кабинет

Информационно-методический кабинет — это центр всей методической работы учреждения дошкольного образования. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

В основу методической работы с кадрами положен диагностический подход, что позволяет выявить положительный опыт работы педагогов, а также существующие проблемы. Посредством диагностики изучается мнение педагогов о содержании обсуждаемых вопросов на педагогическом совете, качественной стороне решения годовых задач, эффективности методической работы.

                         

Планаванне і арганізацыя беларускамоўнага дня

Использование_ЭСО_в_образовательном_процессе_с_воспитанниками

Методы и приемы,используемые в образовательном процессе

Самообразование

Путешествие в мир правильной речи А.Л.Давилович, В.Л.Пашко

Современные образовательные технологии

Аттестация педагогов

Изменение "Правил белорусской орфографии и пунктуации"(Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 420-З "Аб Правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі.")

Полезные ссылки

Учебно-методическая литература "Народная асвета"

Журнал "Пралеска"

Учебно-методическая литература , дошкольное образование

Репозиторий БГПУ "Дошкольное образование"

свернуть