Профилактика семейного неблагополучия

Телефоны справочных служб

101 — Пожарная аварийно-спасательная служба, центр оперативного управления МЧС

102 — Милиция
103 — Скорая медицинская помощь, экстренный вызов
104 — Аварийная служба газовой сети УП "Мингаз"

Уважаемые родители!

Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность.

Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, установленные в обществе.

Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь.             

Существует административная, уголовная и гражданская ответственность.

В статье 32 Конституции Республики              Беларусь  указано, что:

«Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».

Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:

«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами».

Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища.

В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.

За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наступает ответственность в виде  штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Частью 5 статьи 17 Закона Республики          Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что:

«В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.

Ответственность в данном случае  наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.

За его совершение  предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или  штрафа в размере до десяти базовых величин.

За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание  в виде  штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей. 

Согласно статьи 943 Гражданского кодекса Республики Беларусьматериальный или моральный вред, причиненный действиями несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственным причинителем вреда.

Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда.

Обязанность родителей (усыновителей, попечителя) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

Также следует учитывать, что в соответствии со статьей 944Гражданского кодекса Республики Беларусь ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложен судом на родителя, лишенного родительских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его.

Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.

В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года. 

За уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотрено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года. 

По ч.3 ст.174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.

К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей.

Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности.

За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться,

    предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.

В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,–

наступает уголовная ответственность  в виде  ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет. 

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»,

в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

Уважаемые родители!

Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны. 

 

периодичность

наименование информации

срок предоставления

Специалист СПЦ, ответственный за свод информации по району

Ежемесячно

Учетные данные о несовершеннолетних, находящихся  в социально опасном положении (Банк данных)

до 28 числа месяца

Чернецкая Татьяна Александровна

50-56-90

Ежеквартально

Банк СОП в формате ЕХЕL

до 28 числа

Кравченко Анжелика Владимировна

74-61-51

Информация об обеспеченности учреждения образования педагогами социальными,   педагогами–психологами (за подписью руководителя)

до 28 числа

Берлова Наталья Николаевна

58-11-32

1 раз в год

Аналитические отчеты о деятельности социально-педагогических и психологических служб учреждений образования

до 20 июня

Морозова Ольга Викторовна

74-61-73

Сведения о педагогах-психологах и педагогах социальных учреждения образования в формате ЕХЕL

до 15 сентября

Берлова Наталья Николаевна

58-11-32

2 раза в  год

Информация о выполнении Комплексного плана по профилактике  суицидального поведения (по пунктам указывать общее количество мероприятий, количество принявших в них участие детей/родителей, а также название ярких 2-3 мероприятий по учреждению)

20 июня (сдан)

20 декабря

Бородако Анжела Евгеньевна

74-61-97

Социально-педагогическая характеристика микрорайона учреждения образования (цифровые показатели на бумажном носителе за подписью руководителя)

Списочный состав СПХ в электронном варианте

заполняется 2 раза в год на 01.01., на 01.10.

сдать до 03.01., 03.10

до 25.01, 25.10

Чернецкая Татьяна Александровна

50-56-90

Уважаемые родители!

С января 2007 года вступил в силу Декрет президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».  

Задачи которого:    

  • Защита прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях;
  • Повышение ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей.

В рамках реализации Декрета № 18 коллектив нашего детского сада также проводит работу по раннему выявлению социального неблагополучия в семьях воспитанников. Одним из обязательных условий является  посещение детей на дому воспитателями групп. Первичное обследование (вновь поступивших детей) и повторное (январь, сентябрь).

Вы можете сообщить информацию:

  • о  фактах нарушения родителями прав детей;
  • о фактах проживания детей в помещениях с антисанитарными условиями, с отключенными электричеством, отоплением, водоснабжением;
  • о фактах злоупотребления родителями спиртными напитками, наркотическими и психотропными средствами;
  • о фактах насилия и жесткого обращения с детьми;
  • о фактах вовлечения детей в деструктивные секты;
  • о фактах применения к ребенку антипедагогических мер воздействия;
  • о фактах изгнания ребенка из дома и др.

по телефону 80176-50-12-08

*Заведующий   учреждением  Дорох Светлана Валентиновна

*Заместитель заведующего по основной деятельности  Плявго Диана Ричардовна

*Педагог-психолог Иванкевич Алеся Игоревна

Помните!!!
…Забота о детях – дело всех и каждого…

ДЕКРЕТ Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 г. N 18 "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ"
     Всем известно, что семья оказывает самое сильное влияние на воспитание ребенка. Ни одно  дошкольное учреждение, ни одна школа не смогут самостоятельно, без помощи родителей сформировать гармоничного и всесторонне развитого ребенка. Если в семье все благополучно, то и ребенок будет развиваться хорошо, но в то же время, если в семье есть «подводные камни» это не может не сказаться на малыше.
    К сожалению, в настоящее время в нашей стране очень широко распространено явление как социальное сиротство. Это когда юридически родители у ребенка есть, но фактически они не выполняют своих родительских функций. Социальное сиротство является признаком неблагополучия общества, и мы должны стремиться к тому, чтобы это явление было искоренено или сведено к минимуму.
  ДЕКРЕТ Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее — Декрет) стал первым нормативным актом, призванным комплексно, с привлечением органов государственной власти, трудовых коллективов и общественных организаций решать проблему социального сиротства. Его принятие стало серьезным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за их воспитание.
    На первой стадии семейного неблагополучия дети признаются находящимися в социально опасном положении. К ним относятся несовершеннолетние, которые:
— воспитываются в семье, где родители недобросовестно относятся к выполнению обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеству, азартным играм;
— находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
— являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
— оказались в других неблаго¬приятных условиях, экстремальных ситуациях.
   Предусмотренные данным нормативным актом меры помогли значительно уменьшить для детей риск оказаться в неблагоприятной жизненной ситуации.
    Сформирована межведомственная система выявления детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите. Это органы образования, здравоохранения, правоохранительные органы, а также простые граждане, не равнодушные к бедам чужих детей.
        При поступлении информации в школы, детские сады, социально-педагогический центр о признаках неблагополучия в семье, учреждением образования, в котором учится или воспитывается ребенок, проводится изучение положения несовершеннолетнего, обследование его условий жизни и воспитания.
     Если обстановка в семье ухудшается, то ребенок признается нуждающимся в государственной защите и временно (на срок не более 6 месяцев) изымается из семьи и, как правило, помещается на государственное обеспечение в детский социальный приют.
     Согласно Декрету, с момента отобрания детей родители становятся лицами, обязанными возмещать расходы по содержанию детей. Их называют обязанными лицами. Обязанными лицами также становятся родители, у которых дети отобраны на основании решения суда без лишения родительских прав; если родители находятся в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей; отбывают наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста. Забронированы места для трудоустройства этой категории лиц. Отслеживается отработка ими рабочего времени. Предусмотрены принудительные меры трудоустройства и выходов на работу.
    Если, несмотря на все принятые специалистами меры, родители не стремятся к исправлению и отказываются от сотрудничества, то ставится вопрос о признании их детей нуждающимися в государственной защите и изымания их из семьи. Первоначально детей отнимают на срок до 6 месяцев, чтобы оказать межведомственную помощь семье и ребенку. Если и после этого в семье ничего не меняется, то в судебном порядке решается вопрос о лишении родителей родительских прав.
      Если же семья после постановки на учет как СОП стала на путь исправления, то через 6 месяцев, в течение которых с семьей проводится работа, на педагогическом совете или на совете по профилактике безнадзорности ставится вопрос о снятии семьи с учета. Но даже после этого семья остается под контролем специалистов минимум полгода, так как доверие к ней утрачено.
БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего

Показатели социально опасного положения несовершеннолетнего

1.Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка
 - Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей:
своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью)
 - Факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребенка из дома
 - Родители лишены родительских прав в отношении братьев, сестер
2.Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами
 - Принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм
 - Вовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведение
 - Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку
 - Запрещение ребенку посещать учреждение образования
 - Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия
3.Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер)
 - Приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ
 - Аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.)
 - Родители привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
4. Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье
 - Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку родителями физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка
 - Сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего
 - Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму)
5.Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия
 - Рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях)
 - Укрепление асоциальных связей, бродяжничество несовершеннолетнего
 - Несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних
 - Несовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты
6.Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации
 - Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера
 - Социальная изоляция несовершеннолетнего
 - Негативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторов
 - Жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых
 - Отрицательное влияние сверстников, взрослых
 - Несовершеннолетний, пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.
 - Несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания