ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы

О Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы

 

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

Программу патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы (далее – Программа) (прилагается);

Положение о Республиканском межведомственном координационном совете по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь (прилагается).

2. Создать Республиканский межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь в составе согласно приложению.

3. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам, Минскому горисполкому:

принять меры по реализации Программы;

ежегодно разрабатывать и утверждать планы мероприятий по реализации Программы;

до 25 января года, следующего за отчетным, представлять в Министерство образования информацию о ходе реализации и результатах выполнения Программы.

4. Министерству образования ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Администрацию Президента Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь информацию о ходе реализации и результатах выполнения Программы.

5. Возложить персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы на руководителей государственных органов и иных организаций, являющихся исполнителями Программы.

6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Премьер-министр

Республики Беларусь                                                                      Р.Головченко

 

Приложение

к постановлению Совета Министров

Республики Беларусь

29.12.2021   № 773

 

СОСТАВ

Республиканского межведомственного координационного совета

по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь

 

Луцкий

Игорь Владимирович

Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь (председатель межведомственного координационного совета)*

 

 

Кадлубай

Александр Владимирович

заместитель Министра образования   (заместитель председателя межведомственного координационного совета)

 

 

Марзалюк

Игорь Александрович

председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке (заместитель председателя межведомственного координационного совета)*

 

 

Бондарь

Юрий Павлович

ректор государственного учреждения образования ”Республиканский институт высшей школы“ (секретарь межведомственного координационного совета)

 

 

Алейник

Сергей Федорович

заместитель Министра иностранных дел

 

 

 

Бобриков

Сергей Валентинович

председатель Республиканского совета общественного объединения ”Белорусский союз офицеров“*

 

 

Богдан

Елена Леонидовна

председатель общественного объединения ”Белорусский союз женщин“*

 

 

Борисюк 

Геннадий Иосифович

заместитель председателя Брестского облисполкома

 

 

Брыло

Игорь Вячеславович

первый заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия

 

 

Гайдукевич

Валерий Владимирович

председатель общественного объединения ”Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане“*

 

Гигин

Вадим Францевич

председатель правления республиканского государственно-общественного объединения ”Белорусское общество ”Знание“*

 

Гончарова

Александра Владимировна

 

председатель Центрального совета общественного объединения ”Белорусская республиканская пионерская организация“*

 

 

Гордейчик

Иван Аркадьевич 

председатель Белорусского общественного объединения ветеранов*

 

 

Гунько

Сергей Мартинович

первый заместитель Министра промышленности

 

 

Гусаков

Владимир Григорьевич

 

Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси*

 

 

Давыдько

Геннадий Брониславович

председатель республиканского общественного объединения ”Белая Русь“*

 

 

Довнар

Тамара Ивановна

 

председатель Республиканской ассоциации членов семей военнослужащих, погибших в Афганистане, ”Память и долг“*

 

 

Дубина

Сергей Станиславович

 

заместитель Министра транспорта и коммуникаций

 

 

Жук

Дмитрий Александрович

 

директор – главный редактор учреждения Администрации Президента Республики Беларусь ”Издательский дом ”Беларусь сегодня“*

 

 

Карпенков

Николай Николаевич

 

заместитель Министра внутренних дел – командующий внутренними войсками

 

 

Ковальчук

Сергей Михайлович

Министр спорта и туризма

 

 

Костевич

Ирина Анатольевна

Министр труда и социальной защиты

 

 

Костюков

Игорь Анатольевич

 

первый заместитель Министра архитектуры и строительства

 

Кривошеев

Андрей Евгеньевич

председатель правления общественного объединения ”Белорусский союз журналистов“*

 

Кроткова

Елена Николаевна

первый заместитель Министра здравоохранения

 

 

Лаппо

Анатолий Петрович

 

Председатель Государственного пограничного комитета

 

 

Лискович

Виктор Андреевич

председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию*

 

 

Лугина

Татьяна Алексеевна

председатель Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности

 

 

Лукьянов

Александр Сергеевич

первый секретарь Центрального комитета общественного объединения ”Белорусский республиканский союз молодежи“*

 

 

Макаров

Олег Сергеевич

 

директор Белорусского института стратегических исследований

 

 

Малашко 

Валерий Анатольевич

заместитель председателя Могилевского облисполкома

 

 

Маркевич 

Анатолий Мечиславович

 

Министр культуры

 

Маркевич 

Иван Станиславович

заместитель председателя Минского   облисполкома

 

 

Мысливец

Николай Леонтьевич

директор государственного научного учреждения ”Институт социологии Национальной академии наук Беларуси“*

 

 

Пенин 

Владимир Петрович

заместитель председателя Витебского облисполкома

 

 

Перцов

Владимир Борисович

 

Министр информации

 

Петкевич

Иосиф Евстафьевич

 

начальник управления образования и социально-культурной сферы Аппарата Совета Министров Республики Беларусь

 

 

Поздняков

Владимир Михайлович

заместитель Председателя Федерации профсоюзов Беларуси

 

Пранюк

Виктор Францевич

заместитель председателя Гродненского облисполкома

 

 

Привалов 

Владимир Александрович

заместитель председателя Гомельского облисполкома

 

 

Реентович

Сергей Викторович

заместитель Министра энергетики

 

Румак

Александр Алексеевич

Уполномоченный по делам религий и национальностей

 

 

Синявский

Вадим Иванович

Министр по чрезвычайным ситуациям

 

 

Тертель

Иван Станиславович

Председатель Комитета государственной безопасности

 

 

Ткач

Павел Николаевич

 

первый заместитель Министра связи и информатизации

 

 

Трубило

Геннадий Алексеевич

 

первый заместитель Министра жилищно-коммунального хозяйства

 

Харута

Анна Валентиновна

заместитель председателя республиканского общественного объединения ”Патриоты Беларуси“*

 

 

Хренин

Виктор Геннадьевич

 

Министр обороны

 

Цуран Артем Николаевич

заместитель председателя Минского   горисполкома

 

 

Чигринова

Галина Николаевна

председатель Республиканского комитета Белорусской общественной организации солдатских матерей*

 

 

Шендик

Татьяна Александровна

 

начальник главного управления информационной политики и общественного развития Администрации Президента Республики Беларусь*

 

 

Шпаковский

Александр Павлович

директор информационно-просветитель­ского учреждения ”Актуальная концепция“*

 

 

–––––––––––––––––––––

* С его (ее) согласия.

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Совета Министров

Республики Беларусь

29.12.2021   № 773

 

ПРОГРАММА

патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Актуальность разработки Программы обусловлена геополитическими вызовами, необходимостью своевременного укрепления государственного суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь посредством консолидации общества и обеспечения народного единства.

Строительство и укрепление независимого белорусского государства, обеспечение дальнейшей консолидации белорусского общества требуют выработки целостной системы патриотического воспитания, которая должна основываться на историческом опыте белорусской нации, духовных и моральных традициях, ценностных убеждениях и ориентирах, составляющих основу менталитета белорусов, таких базовых принципах современного этапа государственного строительства Беларуси, как ˮЕдинство. Развитие. Независимость“.

Для целей настоящей Программы используются следующие термины и их определения:

патриот – человек, который осознанно соотносит свою деятельность с интересами страны, идентифицирует себя и свое будущее c народом, историей, культурой и готов стоять на защите интересов Отечества;

патриотизм – духовное достояние личности, характеризующее высший уровень ее развития, осознанная повседневная деятельность гражданина во благо Родины, народа, государства;

патриотическое воспитание – процесс, основывающийся на патриотических ценностях, которые направлены на установление и укрепление начал общности и консолидации, осознание единства общественных и государственных интересов.

Патриотические ценности:

Родина (место рождения человека, страна, в которой он родился, культурно-историческая среда, созданная предками);

Отечество (страна, государство, с которым личность связана системой отношений, регламентированных правами и обязанностями);

семья, преемственность поколений, нация;

государственность, государственный суверенитет Республики Беларусь;

государственная символика Республики Беларусь (флаг, герб, гимн);

историческая память, национально-культурная идентичность;

национальная культура.

Патриотические ценностные ориентации, формируемые у населения:

любовь к Родине, малой родине, уважение и защита Отечества, знание национальной (отечественной) истории;

уважительное отношение к старшим, забота о младших и ответственность за них;

служение народу;

единство современной белорусской нации, понимание национальной идеи как мировоззренческой основы консолидации белорусского общества;

знание исторических форм государственности на территории Беларуси и национальной белорусской государственности, готовность к защите и укреплению государственного суверенитета Республики Беларусь;

уважительное отношение к представителям различных конфессий, национальностей, социальных групп;

знание и уважение наиболее значимых достижений и традиций национальной культуры.

Патриотическое воспитание населения обеспечивается системой целенаправленных мер мировоззренческого, идеологического, правового, политического, информационного и организационного характера, подкрепленных конкретными мероприятиями.

Особая роль в воспитании патриотизма отводится семье, где оно основывается на духовной связи между поколениями, включает в себя формирование патриотических чувств и патриотического поведения. Семейное патриотическое воспитание должно быть целенаправленным, последовательным, своевременным и продолжаться на всех этапах становления высоконравственной, гармонично развитой личности, у которой сформировано чувство ответственности за судьбу страны и которая способна на сопереживание, милосердие, самопожертвование.

Программа ориентирована на представителей всех слоев белорусского общества и возрастных групп населения Республики Беларусь.

Программа согласуется с решениями VI Всебелорусского народного собрания, актами законодательства, ориентированными на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Программа разработана на основе статистических данных, научных исследований, актов законодательства с учетом результатов социологического опроса населения, проведенного государственным научным учреждением ”Институт социологии Национальной академии наук Беларуси“ в 2021 году, а также аналитических материалов, подготовленных Белорусским институтом стратегических исследований.

Патриотизм неразрывно связан с идентичностью, чувством коллективной принадлежности (к стране, народу, этносу) и готовностью действовать во благо страны. Отличительной чертой белорусского патриотизма является фокусировка на настоящем, что делает его основным связующим звеном между образами прошлого и будущего страны. Главными объединяющими белорусское общество факторами выступают место проживания, общие традиции, обычаи, менталитет, гражданство. Быть патриотом – значит любить Беларусь, жить и работать в своей стране для ее благополучия, ценить белорусскую культуру, а также уважать государственную символику Республики Беларусь. ”Генетическому коду“ белорусского народа присущи взаимное уважение, гуманизм, добросердечность, трудолюбие, сострадание.

В своей жизнедеятельности белорусы опираются на значимые исторические события, составляющие фундамент государственности, выбирая в качестве примеров для подражания исторические личности.

Граждане заинтересованы в сохранении созданного за годы независимости сильного государства-партнера, предоставляющего равные стартовые возможности для самореализации. При этом эффективная реализация в Беларуси социально ориентированной политики привела к тому, что в нынешних условиях наблюдается некоторый объективный дисбаланс между патерналистскими ожиданиями части граждан, не желающих брать на себя ответственность за собственное благополучие, и реальными экономическими возможностями государства.

С 2020 года Республика Беларусь превратилась в арену геополитического противостояния крупных мировых политических игроков, став объектом неприкрытого информационного, политического и экономического давления со стороны западных государств.

Продолжаются попытки насаждения коллаборационистской символики, тенденциозные трактовки моральных и религиозных принципов, навязывание белорусским гражданам несвойственных культурных моделей. Первоочередным объектом деструктивного информационного воздействия является молодое поколение.

Ряд иностранных государств, отвечая на вызовы, связанные с нехваткой высококвалифицированных работников и спадом численности населения, стремится приумножить свой человеческий капитал за счет зарубежных трудовых ресурсов, в том числе из Беларуси.

Некоторые сопредельные с Республикой Беларусь государства продолжают проводить навязчивую политику по отношению к проживающим в Беларуси своим соотечественникам, пытаясь размыть у белорусов чувства гражданственности, принадлежности к своему Отечеству, разделить людей по национальному признаку, сформировать в Республике Беларусь социальные группы, лояльные иностранным государствам.

Угрожающей тенденцией являются попытки деформации исторической памяти посредством умышленного и целенаправленного искажения истории, навязывания чуждых смыслов и интерпретаций, политизации ключевых событий и дат. Вместе с тем вопреки неоднократным попыткам подвергнуть ревизии историю страны центральное место в исторической памяти народа занимает Великая Отечественная война. Ее события вызывают наибольший интерес, День Победы является значимым для большинства граждан. Война воспринимается современниками как тяжелое испытание советского народа, героический подвиг и великая Победа, а вклад белорусского народа в Победу выступает главным предметом национальной гордости.

В настоящее время особому воздействию подвергаются традиционные ценности как основа смыслообразующих жизненных ориентиров белорусского народа. В частности, это проявляется в понижении статуса института брака и духовно-нравственных семейных ценностей, увеличении числа разводов и количества неполных семей, ослаблении связей между поколениями в семье, недостаточной социально-психологической готовности молодежи к семейной жизни и осознанному родительству.

Современные реалии, вызовы и тенденции позволяют определить целевую направленность Программы: создание и практическая реализация комплексной системы мер идейно-теоретического, просветительского и практико-воспитательного характера по формированию духовно-нравственных основ культуры, патриотизма и гражданственности современного человека, отвечающей национально-государственным интересам в сфере социального, культурного, идеологического, духовного развития. Функционирование этой системы должно не только базироваться на традиционных культурно-исторических и нравственных ценностях, но и отвечать тенденциям формирования высокоинтеллектуального общества, коррелировать с достигнутым современным обществом интеллектуально-техническим уровнем развития, соответствовать приоритетам государственной политики.

ГЛАВА 3

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы – совершенствование государственной политики патриотического воспитания населения через формирование национальной идентичности на основе единых ценностей (стремление к мирной и независимой созидательной жизни, справедливость, единство, развитие), гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке и спорте, готовности к защите независимости Республики Беларусь.

Задачи Программы:

формирование национальной идентичности – внедрение и утверждение общественно-государственных (национальных) ценностей, формирование нации как единого целого, представленного уникальными традициями и культурой;

духовно-нравственное воспитание – сохранение и обеспечение преемственности традиционных ценностей белорусского общества;

историко-культурное воспитание – популяризация отечественной истории, распространение научно обоснованной информации об историко-культурном наследии, боевых подвигах и трудовых свершениях белорусского народа, важных исторических событиях, памятных местах, их роли и значимости в становлении белорусской государственности;

гражданско-патриотическое воспитание – формирование законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг, привитие глубокого уважения и почитания государственной символики Республики Беларусь;

военно-патриотическое воспитание – формирование физических, духовных качеств, которые позволят быть морально стойкими, готовыми к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества;

формирование научно-методологических, методических, нормативных правовых и организационно-технических основ национально-патриотического воспитания – развитие целостной государственной политики национально-патриотического воспитания.

Выполнение задач, определенных Программой, осуществляется через:

формирование национальной идентичности:

осуществление информационно-просветительской работы с целью донесения до населения Беларуси, белорусов, проживающих за рубежом, содержания общественно-государственных ценностей Республики Беларусь;

формирование политической, правовой, моральной, антикоррупционной и этической формы общественного сознания;

обеспечение проведения мероприятий национально-патриотического направления, в том числе приуроченных к государственным праздникам;

повышение уровня знаний о выдающихся личностях белорусского государства;

формирование целостного культурно-языкового пространства, основанного на закрепленном на конституционном уровне двуязычии, поддержке и развитии культур других национальностей, проживающих на территории Республики Беларусь;

формирование осведомленности населения о роли и значении членства Республики Беларусь в Организации Объединенных Наций, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийском экономическом союзе, других международных организациях, а также об участии в строительстве Союзного государства;

духовно-нравственное воспитание:

проведение мероприятий, направленных на укрепление в обществе духовных, культурных и исторических традиций белорусского народа;

содействие утверждению семейных ценностей и активное привлечение семьи к процессу национально-патриотического воспитания;

проведение комплекса мероприятий по ознакомлению широкого круга общественности с ценностями христианской культуры и укреплению в обществе межконфессионального мира;

реализацию современных форм культурно-просветительской деятельности по вопросам воспитания и привитие молодежи общечеловеческих ценностей;

историко-культурное воспитание:

разработку и актуализацию национально-исторической политики;

популяризацию и сохранение национального историко-культурного наследия в Республике Беларусь и мире;

расширение сети объектов историко-культурного наследия, восстановление и реставрацию исторических объектов страны;

проведение мероприятий, направленных на популяризацию исторических мест и выдающихся людей – выходцев из Беларуси;

проведение комплекса мероприятий по результатам расследования Генеральной прокуратурой преступлений фашистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны;

гражданско-патриотическое воспитание:

повышение уровня осознанного отношения населения к государственной символике Республики Беларусь;

формирование основ национального самосознания через систему идей о целях белорусского общества и гражданина, средствах их достижения;

организацию торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам (День народного единства, День Независимости Республики Беларусь, День Победы), как основу гражданско-патриотического воспитания;

распространение и внедрение в практику передовых технологий работы по патриотическому воспитанию населения;

формирование уважительного отношения к историческим святыням и памятникам Отечества, родной природе, чувства гордости за отечественные достижения;

военно-патриотическое воспитание:

укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и правоохранительных органах;

реализацию системы военно-патриотического воспитания и общественного содействия безопасности и обороне Республики Беларусь;

организацию торжественных (памятных) мероприятий, посвященных праздничным дням и памятным датам (День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День памяти воинов-интернационалистов, профессиональные, в том числе связанные с ознаменованием выдающихся заслуг видов и родов войск Вооруженных Сил Республики Беларусь в защите Отечества, праздничные дни);

осуществление шефства воинскими частями, подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований над учреждениями образования, проведение в них мероприятий гражданско-, героико- и военно-патриотической направленности, профориентационной работы;

развитие военно-прикладного и служебно-прикладного спорта, военного научно-технического творчества и инноваций;

проведение спортивно-патриотических мероприятий с участием широкого круга общественности, посвященных знаменательным датам страны;

организацию деятельности военно-патриотических клубов обучающихся на базе воинских частей, подразделений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;

формирование научно-методологических, методических, нормативных правовых и организационно-технических основ национально-патриотического воспитания:

научное обоснование национальной идеи Республики Беларусь;

разработку и реализацию теоретико-методологических научных исследований в области патриотического воспитания населения;

совершенствование и формирование правовой базы в сфере патриотического воспитания;

совершенствование кадровой работы идеологической вертикали;

разработку критериев, параметров эффективности патриотического воспитания населения.

ГЛАВА 4

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы осуществляется на основе межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства, государственно-частного партнерства в решении задач патриотического воспитания населения.

Исполнителями Программы являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, организации всех форм собственности, общественные объединения в рамках их компетенций.

Механизмами реализации Программы являются государственные программы, программы деятельности Правительства Республики Беларусь, программы развития отраслей и регионов на пятилетний период, принимаемые (издаваемые) акты законодательства.

Ежегодно всеми заинтересованными в рамках их компетенций разрабатываются и утверждаются соответствующие планы мероприятий по реализации Программы.

Выполнение плана мероприятий по реализации Программы вносится на рассмотрение на коллегиях, совещаниях, заседаниях, советах учреждений образования, собраниях трудовых коллективов. При необходимости осуществляется корректировка должностных обязанностей руководителей и сотрудников всех уровней, отвечающих за идеологическую и воспитательную работу, военно-патриотическое воспитание.

Предусматривается активизация деятельности общественных объединений и формирований при реализации Программы посредством создания общественных советов, организации работы совещательно-консультативных органов, диалоговых площадок.

Координацию и выработку согласованных действий исполнителей, направленных на выполнение задач Программы, осуществляет Республиканский межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь как центральный постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, обеспечивающий:

контроль за реализацией Программы исполнителями;

разработку и внедрение системы отчетности о выполнении соответствующих планов мероприятий основными исполнителями Программы;

мониторинг качества и эффективности реализации Программы и соответствующих планов мероприятий;

подготовку совместно с основными исполнителями ежегодного доклада о состоянии патриотического воспитания населения в Республике Беларусь;

подготовку предложений о совершенствовании патриотического воспитания населения.

Реализация Программы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в установленном порядке в республиканском и (или) местных бюджетах органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством.

ГЛАВА 5

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В соответствии с целью Программы ее результатом будут являться целенаправленная государственная политика патриотического воспитания населения, создание условий для консолидации населения Республики Беларусь через формирование национальной идентичности на основе единых национальных ценностей: стремления к мирной и независимой созидательной жизни, справедливости, единства, развития.

Кумулятивным количественным показателем станет численность представителей всех социально-возрастных категорий населения, охваченных мероприятиями Программы.

Показателями результативности реализации Программы выступают:

эффективное функционирование системы межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства в решении задач патриотического воспитания;

повышение уровня ответственности за настоящее и будущее страны у всех возрастных групп населения;

повышение уровня осознанного отношения к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества;

повышение интереса представителей всех возрастных групп населения к изучению исторического прошлого Беларуси, в том числе военного, осознание необходимости сохранения памяти об исторических подвигах защитников Отечества;

сформированное у населения уважение и почитание государственной символики Республики Беларусь, уважение к историческим святыням и памятникам Отечества, родной природе, чувство гордости за отечественные достижения;

активное вовлечение института семьи в патриотическое воспитание;

повышение участия представителей всех возрастных групп населения в мероприятиях патриотической направленности, формирование положительной мотивации к участию в социально значимой деятельности, в том числе волонтерской, для решения практических проблем в разных сферах жизнедеятельности страны;

повышение интереса населения к деятельности видных представителей культуры, науки и искусства Беларуси, достижениям отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие науки, а также к отечественной литературе, музыке, искусству, гуманитарным и естественным наукам;

увеличение охвата населения Республики Беларусь мероприятиями (проектами), формирующими патриотические ценностные ориентации;

эффективное функционирование общественных и образовательных организаций по патриотическому воспитанию, а также системы профессиональной ориентации учащихся по их привлечению к работе в различных отраслях отечественной промышленности, системе образования, науки, культуры, спорта, сфере услуг и иной деятельности;

увеличение количества молодежных инициатив, экспериментальных и инновационных проектов по патриотическому воспитанию;

активное участие всех слоев населения в республиканских и областных конкурсах, семинарах, конференциях, выставках, экспозициях, посвященных культурным и историческим событиям, знаменательным датам и видным деятелям Беларуси;

актуализированная правовая база сопровождения и регулирования патриотического воспитания населения в сфере молодежной политики, культуры, образования;

сформированная система непрерывного патриотического воспитания детей и молодежи;

разработанный механизм мониторинга качества и оценки эффективности Программы;

разработанная методика оценки сформированности у различных групп населения патриотических ценностей и ее динамики;

увеличение количества научных исследований и инновационных разработок в сфере патриотического воспитания, сформированность научного знания о теоретико-методологических основах патриотического воспитания населения;

методические рекомендации по организации патриотического воспитания населения, материалы для республиканских информационно-пропагандистских групп;

система информационно-методического обеспечения патриотического воспитания населения;

сформированные сообщества экспертов в сфере патриотического воспитания населения, готовые оказывать консультативно-методическую помощь разным субъектам и группам по вопросам, связанным с патриотическим воспитанием населения, а также осуществлять экспертную оценку направлений патриотического воспитания населения;

подготовленные и внедренные эффективные комплексы учебных и специальных программ, методик и технологий работы по патриотическому воспитанию населения;

информационная база сетевых ресурсов и сервисов для повышения эффективности реализации технологий патриотического воспитания населения;

развитие и систематизация белорусского опыта в сфере патриотического воспитания населения с целью его трансляции и дальнейшего практического использования.

Выполнение показателей результативности реализации Программы также может определяться на основании тематических социологических опросов и исследований.

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Совета Министров

Республики Беларусь

29.12.2021   № 773

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Республиканском межведомственном координационном совете по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь

  1. Республиканский межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь (далее – Совет) создается в целях обеспечения на межведомственном уровне согласованной работы по патриотическому воспитанию населения.
  2. Совет является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом.
  3. Основной задачей Совета является координация взаимодействия республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, иных заинтересованных по патриотическому воспитанию населения.
  4. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, другими законами, актами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением.
  5. Персональный состав Совета определяется Советом Министров Республики Беларусь.
  6. Для обеспечения наиболее эффективной деятельности по патриотическому воспитанию населения и решения конкретных задач облисполкомы, Минский горисполком принимают меры по созданию региональных структур Совета.

Задачами Совета являются:

анализ эффективности реализации Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы, утвержденной постановлением, утвердившим настоящее Положение, и принятие мер по ее совершенствованию;

формирование предложений и рекомендаций, направленных на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию;

выявление эффективных моделей и методов патриотического воспитания населения, подготовка предложений по их внедрению в Республике Беларусь.

  1. Совет вправе:

запрашивать и получать в соответствии с законодательством у государственных органов, иных организаций информацию о выполнении его решений, а также документы и сведения по вопросам патриотического воспитания населения для принятия решений;

при необходимости приглашать в установленном порядке на заседания Совета для получения информации по рассматриваемым вопросам представителей государственных органов и иных организаций по согласованию с их руководителями;

создавать для рассмотрения отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, временные рабочие группы, решения которых являются основой для рассмотрения таких вопросов Советом.

  1. Председатель Совета:

руководит деятельностью Совета, распределяет обязанности среди его членов и координирует работу по выполнению членами возложенных на них задач;

дает поручения по подготовке вопросов для рассмотрения на заседаниях Совета, утверждает порядок ведения и повестку дня заседаний;

проводит заседания Совета и подписывает принятые по итогам заседания решения;

осуществляет общий контроль за реализацией решений Совета, а также в пределах возложенных на него задач реализует иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением.

В отсутствие председателя Совета его обязанности возлагаются на одного из его заместителей.

  1. Секретарь Совета:

организует подготовку материалов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Совета, проверяет их полноту и качество;

формирует повестку дня заседания Совета, проект которой после утверждения председателем Совета не позднее чем за десять календарных дней до даты проведения заседания с приложением к нему всех необходимых документов направляет членам Совета;

информирует членов Совета о месте, времени проведения и повестке дня заседания, обеспечивает их необходимыми справочно-информационными материалами;

оформляет протоколы заседаний Совета, представляет их для подписания председателю Совета;

по поручению председателя Совета выполняет иные функции по обеспечению деятельности Совета.

  1. Члены Совета:

присутствуют на его заседаниях;

обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых     вопросов и принятии по ним решений;

участвуют в подготовке материалов Совета, а также проектов его решений в пределах своих полномочий с учетом возложенных обязанностей, вносят свои предложения;

участвуют в обсуждении, излагают свою позицию по рассматриваемым вопросам и участвуют в голосовании во время принятия решений;

способствуют в пределах компетенции выполнению возложенных на Совет задач и реализации его решений;

при несогласии с принятым Советом решением вправе прилагать к нему свои обоснованные возражения в письменном виде.

  1. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
  2. Совет правомочен принимать решение при условии присутствия на заседании не менее половины от общего числа его состава.
  3. На заседания Совета могут быть приглашены руководители организаций, общественных объединений и иные заинтересованные.
  4. Решения Совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании его членов. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании.
  5. Решения Совета по вопросам, входящим в его компетенцию, оформляются протоколами, которые подписываются председателем Совета (заместителем, на которого возложены его обязанности) и секретарем.
  6. Решения Совета доводятся до заинтересованных в виде выписок из протоколов секретарем в течение 15 календарных дней с даты проведения заседания.
  7. Решения Совета по вопросам, входящим в его компетенцию, подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и иными организациями.
  8. Документы и сведения, подлежащие рассмотрению на заседании Совета, представляются его членами не позднее чем за десять календарных дней до даты проведения заседания.
  9. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета осуществляет Министерство образования.
свернуть

Планирование работы по основам гражданско-патриотической культуры

05.09.2023

Планирование работы по основам гражданско-патриотической культуры

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

(Постановление Министерства образования Республики Беларусь  04.08.2022 № 229)

 

Образовательная область

«Ребенок и общество»

 

Основы гражданско-патриотической культуры

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

ВОСПИТАННИКИ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Формировать представления о (об):

  • расположении Республики Беларусь на географической карте и ее жителях; основных достопримечательностях малой родины и города Минска – столицы Республики Беларусь (площадь Победы, Центральный ботанический сад Национальной академии наук Беларуси, Центральный детский парк им. Максима Горького и др.);
  • государственных символах Республики Беларусь (флаг, герб, гимн);
  • государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Победы, Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, Праздник труда);
  • белорусской армии, воинах, охраняющих нашу Родину (пограничники, моряки, летчики);

Формировать (развивать) умения:

  • называть основные достопримечательности родного населенного пункта, столицы Республики Беларусь;
  • соблюдать правила исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и подпевать гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы);

Воспитывать:

  • эмоционально-позитивное отношение к родному населенному пункту, РеспубликеБеларусь.

 

СТАРШАЯ ГРУППА

ВОСПИТАННИКИ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ

Формировать:

  • гордость и уважение к государственным символам Республики Беларусь;
  • осознание себя гражданином Республики Беларусь, умение называть свою национальность и родителей;
  • представления о людях, прославивших Беларусь: просветителях, Президенте Республики Беларусь, деятелях культуры и науки, космонавтах, спортсменах –олимпийских чемпионах, о достижениях знаменитых белорусов;

Формировать (развивать) умения:

  • показывать на карте географическое положение Республики Беларусь, выделять ее среди других стран мира;
  • рассказывать о малой родине, Республике Беларусь;
  • рассказывать о достопримечательностях столицы, городов Республики Беларусь (Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Мирский замок, Несвижский дворец, Лидский замок и др.); заповедниках;
  • рассказывать о Государственном гербе и Государственном флаге Республики Беларусь как о главных символах страны, подчеркивающих ее уникальность,
  • раскрывающих историю нашей страны, ее культуру и национальные традиции, особенности быта и природы;
  • соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и исполнять гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы);
  • с помощью взрослого и самостоятельно называть фамилию, имя, отчество Президента Республики Беларусь, узнавать его на фотографии;
  • рассказывать о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда и др.);
  • рассказывать о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (монументах, мемориальных комплексах и др.), посвященным событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе, возведенных на территории Республики Беларусь (монумент Победы, мемориальные комплексы «Брестская крепость-герой», «Курган Славы», «Прорыв»,
  • историко-культурный комплекс «Линия Сталина» и др.);
  • рассказывать о белорусской армии, ее почетной обязанности охранять и защищать спокойствие и безопасность Родины;

Воспитывать:

  • чувство патриотизма и любви к Родине;
  • уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, ценностноеотношение к жизни и миру;
  • уважение к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов;
  • чувство гордости за достижения своей страны (спортивные, культурные и др.);
  • уважительное отношение к истории и культуре своей страны, народа;
  • ценностное отношение к национальным и семейным традициям.

 

СТАРШАЯ ГРУППА

ВОСПИТАННИКИ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ

Формировать:

  • гордость и уважение к государственным символам Республики Беларусь;
  • осознание себя гражданином Республики Беларусь, умение называть свою национальность и родителей;
  • представления о людях, прославивших Беларусь: просветителях, Президенте Республики Беларусь, деятелях культуры и науки, космонавтах, спортсменах – олимпийских чемпионах, о достижениях знаменитых белорусов;

Формировать (развивать) умения:

  • показывать на карте географическое положение Республики Беларусь, выделять ее среди других стран мира;
  • рассказывать о малой родине, Республике Беларусь;
  • рассказывать о достопримечательностях столицы, городов Республики Беларусь (Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Мирский замок, Несвижский дворец, Лидский замок и др.);
  • рассказывать о природе родного края, природных символах Беларуси, реках, озерах, заповедниках;

 

 

  • рассказывать о Государственном гербе и Государственном флаге Республики Беларусь как о главных символах страны, подчеркивающих ее уникальность, раскрывающих историю нашей страны, ее культуру и национальные традиции, особенности быта и природы;
  • соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и исполнять гимн стоя, мальчикам снимать головные уборы);
  • с помощью взрослого и самостоятельно называть фамилию, имя, отчество Президента Республики Беларусь, узнавать его на фотографии;
  • рассказывать о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики

Беларусь, День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда и др.);

  • рассказывать о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (монументах, мемориальных комплексах и др.), посвященным событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе, возведенных на территории Республики Беларусь (монумент Победы, мемориальные комплексы «Брестская крепость-герой», «Курган Славы», «Прорыв», историко-культурный комплекс «Линия Сталина» и др.);
  • рассказывать о белорусской армии, ее почетной обязанности охранять и защищать спокойствие и безопасность Родины;

Воспитывать:

  • чувство патриотизма и любви к Родине;
  • уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, ценностное отношение к жизни и миру;
  • уважение к защитникам Отечества, к памяти погибших воинов;
  • чувство гордости за достижения своей страны (спортивные, культурные и др.);
  • уважительное отношение к истории и культуре своей страны, народа;
  • ценностное отношение к национальным и семейным традициям.
 

 

свернуть

Методические рекомендации по организации работы с воспитанниками по формированию основ гражданско-патриотической культуры

01.09.2023

Віртуальныя падарожжа па нашай Радзіме

Цикл методических мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Тема: «Организационно – методическая деятельность учреждения дошкольного образования по гражданско-патриотическому воспитанию участников образовательного процесса»

Цель:  повышение профессиональной компетентности педагогических работников, психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством игровых методов и приемов.

Форма годового мероприятия "Марафон акций"

Тема годового мероприятия: "Родина - твой дом, твоя колыбель!

Сентябрь. Содержание работы в рамках первого заседания (встречи)

1." За нами будущее!"

Февраль. Содержание работы в рамках второго заседания (встречи)

2. "Ад слова роднага пачатак!"

Май. Содержание работы в рамках третьего заседания (встречи)

3. "Память, которой не будет забвенья!"

Июль. Содержание работы в рамках четвертого  заседания (встречи)

4. "И память книга оживит!"

 

свернуть

Развiццевае асяроддзе

01.06.2022

Методическая копилка "Патриотическое и гражданское воспитание"

Моя родина – Беларусь!

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения» и «Изобразительное искусство» (аппликация) во второй младшей группе

Интегрируемые образовательные области:
"Развитие речи и культура речевого общения",  " Искусство" (аппликация).

Задачи:

  • формировать активный словарь ребенка на основе представлений об окружающей жизни, развивать умение отвечать на вопросы, обращения взрослого, участвовать в общем разговоре,
  • формировать умение понимать значения обобщающих слов (родина, страна, город),
    развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе,
    развивать артикуляционный и голосовой аппарат, слуховое восприятие,
    развивать умение принимать участие в разговорах со взрослым и сверстниками о явлениях окружающего мира,
  • углублять знания об особенностях природы Беларуси, дать сведения о реках и озёрах, воспитывать любовь к родине, к символам Республики Беларусь,
  • развивать эмоционально-позитивное отношение к процессу аппликации,
  • формировать умение использовать технику наклеивания (аккуратно наносить клей на стебельки и листики, цветочки),
  • развивать мелкую моторику пальцев рук,
  • воспитывать устойчивый интерес к аппликации.

Оборудование:
запись песни «С чего начинается Родина?», картинки и иллюстрации по теме «Моя Родина», карта Беларуси, картинки с символами Беларуси (зубр, василек, аист), плакаты «Моя Беларусь», «Наша Родина», гофрированная бумага голубого, синего и зеленого цветов, палочки деревянные, ножницы, клейкая лента.

Предварительная работа:
чтение стихотворений белорусских поэтов о Беларуси, ее природе, рассматривание иллюстраций книг, атласа Республики Беларусь, картин о природе Беларуси, открыток с символами белорусского края, герба и флага страны, прослушивание музыкальных произведений белорусских композиторов, беседы «По страничке Красной книга», «Наша Беларусь».

«Время круга»
Воспитатель:
-Девочки и мальчики, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга!
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!

Воспитатель:
-А теперь давайте сначала сядут девочки. Девочки, садитесь! Сейчас садятся мальчики! Молодцы! И давайте заполним наш социальный календарь (дети совместно с воспитателем называют число, день недели, количество детей, мальчиков и девочек, а также погодные условия).

Воспитатель:
-Ребята, а теперь повторяйте за мной громко и выразительно!
Ек-ек-ек-ек а красавец василек –
Ок-ок-ок-ок Гордый полевой цветок!
Ой-ой-ой-ой С голубой резной короной,
На-на-на-на Как король, но нет там трона! (Н.Майданик)

Воспитатель:
-А теперь все встали! И мы с вами немного поиграем!
Физкультминутка «Моя страна»
Посмотрю на карту я: (Вытягивают вперед прямые ладони, смотрят)
Вот белорусская земля.
Есть луга здесь и поля,
Реки, леса и озера! (Загибают пальчики начиная с большого)
Я люблю тебя, Беларусь! (Крепко сжимают ладошки в замок)
Ты же Родина моя! (Прикладывают руки к груди)

Воспитатель:
-А мы, ребята, начинаем с вами наше занятие. Приготовьте свои ушки, глазки.

Ход занятия
Звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина?»

Воспитатель:
-Ребята, я сейчас вам прочитаю замечательное стихотворение, а вы послушайте его внимательно:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина! (Татьяна Бокова)

-Ребята, а о чем это стихотворение? (дети предлагают варианты)

-А какое необычное слово вы услышали, которое повторялось несколько раз? Правильно, это слово родина! Давайте все проговорим это слово громко: «Ро-ди-на». Как вы думаете, что означает слово родина? Что такое родина?
(дети отвечают на вопросы)

Воспитатель:

-Правильно, ребята, родина – это родная земля, дом, цветы, мама…Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране, они говорят на одном языке, отмечают общие праздники.

Беседа о Республике Беларусь
Воспитатель:
-В какой республике мы живем?
-Как называют людей, которые живут в Беларуси?
-В каком городе Беларуси мы живем?

Игра «Укрась слово»
Задача – упражнять в подборе прилагательных к существительному, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе.

Воспитатель:
-Мальчики, девочки, а давайте мы с вами расскажем какая наша Беларусь? Беларусь какая?
Красивая, большая, зеленая, могучая, добрая, независимая, щедрая, любимая, синеокая, родная, процветающая.
-А белорусы какие?
Трудолюбивые, заботливые, доброжелательные, терпеливые, умные.
-Город Брест какой?
Красивый, зеленый, чистый, многолюдный, шумный.

Игра «Я – Беларусь, ты – моя частичка»
Задача – закрепить представление о природе и окружающем мире Беларуси.

Воспитатель:
-Я – Беларусь, ты – моя частичка. Кто ты?
Дети:
-Я – город, я – деревня, я –лес, я – река, я – памятники, я – ….

Физкультминутка

Воспитатель:
Задача – обеспечить смену видам деятельности т оптимальный двигательный режим, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
-Ребята, а теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (разводят руки в стороны)
Здравствуй, вольный ветерок! (качают руками из стороны в сторону)
Здравствуй, маленький дубок! (приседают)
Мы живем в одном краю – (хлопают в ладоши)
Всех я вас приветствую! (руки на поясе, повороты влево и вправо)
Леса, реки и поля – это Родина моя! (разводят руки в стороны)

Воспитатель:
-Какие вы умнички! А теперь давайте мы все подойдем к нашей карте Беларуси! Посмотрите, какая большая она! Какая большая наша Беларусь! В нашей стране 6 областей. Самая главная область – Минская. А есть еще Брестская, Витебская, Гродненская, Гомельская и Могилевская. Ребята, а у нашей страны есть особенные символы, которых нет в других странах! Или совсем мало! Давайте теперь приклеим наши символы на карту! Я буду показывать картинку, а вы называйте, что это.
(воспитатель показывает картинку озер и рек, аиста, зубра, василька и т.д. и поочередно прикрепляет символ на карту Беларуси).
Дети: называют символы Беларуси.

Воспитатель:
-Какие вы молодцы! Назвали все символы нашей Беларуси! Ребята, издавна Беларусь славилась своими лесами, природой, птицами, животными, но и изделиями из соломы, льня, глины. Посмотрите, какие ручники, салфетки, соломенные куклы.
А мы с вами сегодня тоже отправимся в мастерскую! И сегодня мы сделаем настоящий символ Беларуси – этот цветов василек! Но для того, чтобы мы почувствовали себя настоящими белорусами, наденем на голову вот такие замечательные повязки с белорусским узором!
(дети надевают повязки с белорусским орнаментом)

Воспитатель:

-А теперь мы приступаем к нашей аппликации. Посмотрите, что у вас на столе приготовлено для работы: деревянная палочка для нашего стебелька, ножницы, гофрированная бумага синего, голубого и зеленого цвета. Давайте приступать к работе!
1) Внутренние тоненькие листочки создаем из синей бумаги. Вырезаем ленту 4 на 20 см.
2) Делаем по краю надрезы и формируем бахрому.
3) Наматываем на палочку и приклеиваем.
4) Вырезаем 6 квадратов голубого цвета размером 5 на 5 см.

Воспитатель:
-Ребята, а теперь мы немного отдохнем. Вставайте и повторяйте за мной!
Физкультминутка «Василек»
Воспитатель:
Когда заколосится рожь, (Дети поднимают руки и качаются со стороны в сторону)
Ты без труда меня найдешь. (Дети имитируют просмотр в бинокль)
Я скромный полевой цветок, (Дети приседают)
Мне дали имя василек! (Дети выпрыгивают и поднимают руки вверх)

Воспитатель:
Мы немножко отдохнули и давайте продолжать нашу работу.
5) Вырезаем «зубчики».
6) Формируем лепестки.
7) И приклеиваем 6 лепесточков к палочке.
8) Затем берем зеленую гофрированную бумагу и вырезаем тонкую полоску. Наматываем на деревянную палочку зеленую ленту из гофрированной бумаги.
9) Теперь делаем листочки. Вырезаем три полоски из гофрированной бумаги и формируем лепестки.
10) Приклеиваем полученные лепестки к нашему стебельку.

Итог занятия

Воспитатель:

-Ребята, какие вы сегодня молодцы! Посмотрите, какие замечательные васильки мы сегодня с вами сделали!

Воспитатель:

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботиться о ней.

Список использованной литературы:
1. Учебная программа дошкольного образования. Минск, 2019 г.
2. Сімвалы Беларусі: дапаможнік для педагогаў / В.С. Красюк. – Мінск : Экоперспектива, 2017. – 111 с.

 

Музыкально-спортивное развлечение к 23 февраля.  Средняя группа

1. Вход детей. Под песню «Солдат молоденький!» (Дети маршируют по кругу с флажками, затем встают вдоль стульчиков, флажки собираются).
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы отмечаем праздник – День защитников Отечества! Этот день стал праздником для всех мужчин – защитников Отечества и семейного очага! Все дарят им цветы, подарки, поют - песни, читают в их честь стихи!
Мы тоже поздравляем ваших пап и дедушек с праздником! Так же поздравим наших мальчиков, ведь они – тоже будущие защитники страны. С праздником наших сильных, смелых и благородных мужчин!
Стихи (дети читают стихи):
1 Ребенок.
Армия родная как народ сильна
Родину любимую бережет она.
2 Ребенок.
Спасибо Армии родной,
Спасибо дедам и отцам!
За то, что солнце светит нам!
3 Ребенок.
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли Мир, когда-то!
4 Ребенок.
Очень скоро подрастём,
В Армию служить пойдём!
5 Ребенок.
Нужно только не лениться, В школе хорошо учиться.
Надо, очень много знать, Чтоб отчизну охранять!
Ведущий: Здравствуй, праздник! Здравствуй, славный –
Праздник Армии родной!
В этот день веселой песней
Встретим праздник мы с тобой!
Сейчас ребята, мы исполним песню-флешмоб «Наша армия самая сильная!» (дети встают в ряды на флешмоб)
2. ПЕСНЯ - Флешмоб «Идет солдат по городу» (стоят в рядах)
Стихи (дети читают стихи):
6 Ребенок.
Солдаты охраняют
И жизнь, и мир, и труд.
Так пусть же все ребята
Счастливыми растут!
7 Ребенок.
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить!
Что бы было нам всегда
Хорошо на свете жить!
8 Ребенок.
Сегодня — праздник всех отцов!
Всех сыновей, всех, кто готов -
Свой дом и маму защитить,
Всех нас от бед отгородить!
3. Песня - Флешмоб «ТЫ НЕ БОЙСЯ, МАМА!»
Ведущий:
Сегодня праздник всех мужчин, День Защитников Отечества!
Ну-ка смелые бойцы,

Узнать больше

Вы ребята молодцы!
А покажем-ка мы вместе
Как солдат служил?
4. Игра «Как солдат служил?»
1. Как солдат служил? (большой палец вверх)
2. Как солдат дружил? (пальцы в замок)
3. Как по цели стрелял? (пиф-паф (указательный палец вперед)
4. Как в казарме спал? (сложить ладошки под щекой, присесть, храпеть)
5. Как кашу ел? (показ рукой, ням-ням-ням)
6. Как в строю песню пел? (марширует, ля, ля, ля)
7. Как по дому скучал? (руки к глазам, плачет)
8. Как маршировал, честь отдавал? (марш на месте, рука к виску)
9. А как смеялся? (хи-хи-хи, ха-ха-ха)
10. Как кричал: «Ура!» (все кричат «Ура!»)
Молодцы ребятки, а умеете ли вы отгадывать загадки?
Ведущий: Хорошо ребятки, загадаю вам я, хитрые загадки!
5. Загадки
1. От страны своей вдали
Ходят в море …. (корабли) Карлсон – Дельфины!

2. Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет.
Человек им управляет, что же это (самолет) Карлсон – Паровоз!

3. К звездам мчится птица эта
Обгоняет звук (ракета) Карлсон – Котлета!

4. Льды морские расколол
Острым носом ….(ледокол) Карлсон – Носорог!

5. Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает.
Отправляется в полет наш российский (вертолет) Карлсон – Бутерброд!

6. Ползет черепаха – стальная рубаха,
Не знает ни боли, ни страха
Враг в овраг, и она, где враг. Что это за черепаха? (танк) Карлсон-Крокодил!

7. Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут опустился (парашют) Карлсон – Зонтик!

8. Железная рыба плывет под водой,
Железная раба ныряет до дна,
Родные моря охраняет она (подводная лодка)
Карлсон – рыба-Кит!
Ведущий: Ничего-то ты не знаешь! Учись у наших деток, видишь, какие они умненькие.
Ведущий 2: А зато Я, командовать умею, слушай мою команду!
6. Проводится игра «Слушай мою команду!»
(Дети встают, Ведущие показывает движения)
1. Внимание, бойцы на парад! (Все маршируют под музыку). Когда музыка прерывается, звучит следующая команда
2. Внимание, бойцы «Присесть!»,
3. Внимание, бойцы «Прыгать!»,
4. «Хлопать!»,
5. «Топать!»,
6. «Кругом!» (Повернуться вокруг себя)
7.«Бегом!» (Легко бегут на месте)
8. Отдать честь и крикнуть «Служу России!»,
9. Внимание, бойцы – Молодцы, по местам «Ать-два, ать-два!» (Звучит марш, дети садятся на свои места)
Ведущий: Мы команды выполняли, песни пели, и стихи читали, Все загадки отгадали, много техники узнали, а сейчас попробуем ее собрать.
7. Конкурс «Собери военную технику» (крупные пазлы)
(Участвуют 2 команды по 2 чел. Каждая команда на скорость должна собрать на 2-х столиках самолёт, вертолёт, танк, корабль.
Ведущий: Ребята, а давайте покажем всем, какие мы быстрые и ловкие?
8. Игра – эстафета: «Быстрый водитель»
(Две команды - все дети. По одному, везут за верёвочку машину, добегают
до кегли – оббегают, и обратно, передают машинку следующему).
9. Игра – эстафета: «Перейди болото, с кочки на кочку!»
(Две команды - все дети. По одному, прыгают из обруча в обруч).
Ведущий: Армейские учения продолжаются,
Следующий конкурс начинается!
10. Проводится конкурс «Доставь боеприпасы!»
(По всему залу рассыпаны малые шарики и кубики, по краям лежат обручи.
Приглашаются два ребёнка, один собирает шарики, второй – кубики, и несут в свой обруч. Побеждает тот, кто быстрее и правильно собрал.)
Ведущий: Вот у меня тоже есть один конкурс для вас. Есть такая пословица:
«Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто в цель попадает». Проверим, какие вы стрелки!
11. Проводится конкурс «Меткие стрелки»
(На расстоянии 1метра, от первого участника лежит обруч. Дети по очереди бросают в него мешочки с песком).
Карлсон: А сейчас, ребятки, у меня еще для вас загадка!
Если ранили солдата, кто поможет им, ребята?
Кто будет рану бинтовать,
Уколы ставить, и таблетки им давать?
Дети: Медсестра.
12. Конкурс «Медсестрички»
(по команде, на скорость забинтовать раненых солдат (руку, ногу)
Ведущий: Молодцы! Окончены соревнования. Армейцы прошли испытания.
Успешными были учения. Примите мои поздравления. (Идет к детям, всем пожимает руки)
Ведущий:
Пусть будет мир на всей планете,
Пусть люди счастливо живут!
Пусть больше радуются дети,
Играют, танцуют, и песни поют!
Ведущий: Знают взрослые и дети
Нужен мир не всей планете,
Пусть люди мирно спят и видят сны.
Так важно, чтобы не было войны!
Наш праздник подошел к концу. Веселый, звонкий, яркий! Ну, а теперь пришел тот час, Пора дарить подарки!
(Девочки дарят подарки мальчикам)

 

 

Занятие по образовательной области

 «Ребёнок и общество»

в старших группах

«Три главных символа моей страны»

 

 

 

   Подготовила:

                        музыкальный руководитель

                                         первой квалификационной категории

                             Чаевская Ольга Владимировна

                                           воспитатель дошкольного образования

                                         первой квалификационной категории

                               Мекшило Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

 

Программные задачи: развивать интерес и уважение к государственным символам Республики Беларусь (герб, гимн, флаг), формировать представления о своей стране – Республики Беларусь, активизировать словарный запас, обогащать чувственный опыт; воспитывать чувство патриотизма, эмоционально позитивное отношение к Родине.

Материал и оборудование: магниты, наглядный материал к дидактическим  играм, аудиозапись Государственного гимна Республики Беларусь. Мелки.

Ход занятия:

    Ведущий – Ребята, посмотрите в окно. Какое небо голубое, какое золотое солнце! Давайте поздороваемся с ними.

Дети становятся в круг, берутся за руки, вместе с ведущим.

ПРИВЕТСТВИЕ «Здравствуй, солнце голубое!»

   Ведущий – У каждого человека есть имя, и он им гордится. Есть имя у нашей Родины. Ребята, что такое Родина? (Родина – место, где мы родились. Страна, в которой мы живём) Как называется наша Родина, наша страна? А какая наша Беларусь? (Большая, гостеприимная, красивая, богатая, сильная и т.д.) Беларусь – наша Родина. Ребята, что значит любить нашу Родину? (Не совершать плохих поступков, защищать, охранять её, уважать старших).

Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним их.

    Пословицы и поговорки

Все эти пословицы учат добру, любви к Родине, умению её защищать.

Ребята, страну можно узнать не только по названию. Как ещё можно определить название страны? (Название страны можно определить по государственным символам. Это флаг, гимн, герб) Правильно. И сегодня мы будем говорить о государственных символах Республики Беларусь. Дети рассматривают на мольберте флаг Республики Беларусь

   Ведущий – Посмотрите, какой красивый флаг нашей страны. Он представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных расположенных цветных полос: верхней – красного цвета, нижней – зелёного.

Дети читают стихи

Красный, белый и зелёный…

Цвет для нас – родной, знакомый,

Трёхцветный наш любимый флаг

Беларуси гордой стяг!

   На флаге Беларуси три цвета. Красный цвет – знак солнца, символизирует богатство, счастливую жизнь. Зелёный цвет – цвет природы, цвет полей, лугов и лесов, которые занимают большую часть территорию нашей страны. Это цвет  добра, благополучия, мира.  Белый цвет – цвет свободы, чистоты, мудрости. На белый цвет наложен белорусский орнамент, который объединяет красный и зелёный цвета.           

Орнамент символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

Давайте вспомним, где мы встречаем флаг (на государственных мероприятиях, на зданиях, на соревнованиях, на здании нашего учреждения дошкольного образования). Государственный флаг постоянно поднят на зданиях органов власти и некоторых государственных учреждений.

Флаг – отличительный знак государства. Флаг есть не только у  Беларуси, но  и у других стран. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Вы никогда не сможете найти два одинаковых флага.

    Дидактическая игра «Узнай и найди наш флаг»

Флаг Беларуси красно-зелёный,

Знает об этом каждый ребёнок.

Флагом гордиться будем всегда,

Мы любим тебя, родная страна!

В торжественные праздничные дни Государственный  флаг Республики Беларусь торжественно выносит почётный караул.

Изображение почетного караула

    Физкультминутка «Вышли дети на парад»

    Ведущий – А сейчас вспомним о ещё одном символе Беларуси – гербе, как он появился и для чего нужен. Гербы появились в давние времена и  были отличительным знаком рыцарей. На рыцарские щиты помещали отличительный знаки, чтобы отличать друг от друга закованных в железные доспехи воинов.

Герб является знаком отличия, эмблемой государства.

Изображение государственного герба Республики Беларусь

   Что  вы видите в центре? Что еще изображено на гербе?

Вверху поля находится пятиконечная звезда. Герб обрамлён венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зелёной лентой, в средней части которой в основании в две строчки начертаны золотом слова «Рэспублiка Беларусь».

    Контур Беларуси в лучах восходящего солнца – наша земля. Солнце освещает нашу страну, согревает её, несёт тепло, жизнь, радость. Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб. Цветки клевера – связь с животным миром. Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра  достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы, белорусы, дружим со всеми народами, воспринимаем их как равноправных партнёров, готовы с ними сотрудничать.

    Где можно увидеть изображение Государственного герба Республики Беларусь? (Его изображение размещают на печатях, пограничных столбах, где работает правительство, на монетах, на паспорте гражданина  Беларуси).

    Ведущий -  Ребята, у каждой страны, есть самая торжественная песня – гимн, ещё один символ государства. Слушать Гимн Республики Беларусь необходимо стоя, мужчины должны снять головные уборы. Когда мы встаём во время звучания гимна, то выражаем уважение к нашему государству, нашей стране. Предлагаю послушать Государственный гимн Республики Беларусь

Звучит отрывок Государственного гимна Республики Беларусь

   Ведущий – Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали гимн? Где вы слышали гимн еще? (ответы детей). Государственный гимн исполняется на торжественных собраниях и мероприятиях, на соревнованиях, когда спортсменам вручают медали.

Чтобы проверить. Насколько вы всё запомнили, предлагаю поиграть.

    Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

   Ведущий – Теперь предлагаем вам стать художниками. Рисовать мы будем не красками, а словами. Каждое красивое слово, сказанное мною о нашей Родине, нужно разъяснить.

   Дидактическая игра «Беларусь – самая…»

    Ведущий – Синеглазая… (У нас много красивых рек и озёр. В полях цветут синие васильки). Зелёная… (очень много лесов, лугов, полей). Лучшая… (Потому что это наша Родина). Дружелюбная… ((Белорусы – народ дружелюбный и гостеприимный). Красивая… (У нас красивые города, улицы, площади, парки). Трудолюбивая…(В Беларуси живут трудолюбивые люди).

     Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась.

     А теперь попробуем расшифровать элемент герба, который изображен на ватмане.

    Дидактическая игра «Отгадай элемент герба Беларуси»

Ведущий хвалит детей за правильно выполненное задание.

    Ведущий – ребята, что нового, интересного вы сегодня узнали? О каких символах Республики Беларусь мы сегодня говорили? Для чего нужен флаг (герб)? Где размещают флаг (герб)? Какие элементы Государственного Герба Республики Беларусь вы запомнили? Что нужно делать, когда исполняется Государственный Гимн Республики Беларусь? (ответы детей)

      Вы, маленькие белорусы, можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих близких  и свою Родину. Давайте возьмёмся за руки. Улыбнемся друг другу и дружно скажем: «Если дружба велика, будет Родина крепка!»

 

Использованная литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2019.
  2. Палашавец, Т. Якая ты, беларусь? / Т.Палашавец // Пралеска. – 2018. - №8. – с.18-20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть