Интегрируемые образовательные области:
"Развитие речи и культура речевого общения", " Искусство" (аппликация).
Задачи:
- формировать активный словарь ребенка на основе представлений об окружающей жизни, развивать умение отвечать на вопросы, обращения взрослого, участвовать в общем разговоре,
- формировать умение понимать значения обобщающих слов (родина, страна, город),
развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе,
развивать артикуляционный и голосовой аппарат, слуховое восприятие,
развивать умение принимать участие в разговорах со взрослым и сверстниками о явлениях окружающего мира, - углублять знания об особенностях природы Беларуси, дать сведения о реках и озёрах, воспитывать любовь к родине, к символам Республики Беларусь,
- развивать эмоционально-позитивное отношение к процессу аппликации,
- формировать умение использовать технику наклеивания (аккуратно наносить клей на стебельки и листики, цветочки),
- развивать мелкую моторику пальцев рук,
- воспитывать устойчивый интерес к аппликации.
Оборудование:
запись песни «С чего начинается Родина?», картинки и иллюстрации по теме «Моя Родина», карта Беларуси, картинки с символами Беларуси (зубр, василек, аист), плакаты «Моя Беларусь», «Наша Родина», гофрированная бумага голубого, синего и зеленого цветов, палочки деревянные, ножницы, клейкая лента.
Предварительная работа:
чтение стихотворений белорусских поэтов о Беларуси, ее природе, рассматривание иллюстраций книг, атласа Республики Беларусь, картин о природе Беларуси, открыток с символами белорусского края, герба и флага страны, прослушивание музыкальных произведений белорусских композиторов, беседы «По страничке Красной книга», «Наша Беларусь».
«Время круга»
Воспитатель:
-Девочки и мальчики, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга!
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Воспитатель:
-А теперь давайте сначала сядут девочки. Девочки, садитесь! Сейчас садятся мальчики! Молодцы! И давайте заполним наш социальный календарь (дети совместно с воспитателем называют число, день недели, количество детей, мальчиков и девочек, а также погодные условия).
Воспитатель:
-Ребята, а теперь повторяйте за мной громко и выразительно!
Ек-ек-ек-ек а красавец василек –
Ок-ок-ок-ок Гордый полевой цветок!
Ой-ой-ой-ой С голубой резной короной,
На-на-на-на Как король, но нет там трона! (Н.Майданик)
Воспитатель:
-А теперь все встали! И мы с вами немного поиграем!
Физкультминутка «Моя страна»
Посмотрю на карту я: (Вытягивают вперед прямые ладони, смотрят)
Вот белорусская земля.
Есть луга здесь и поля,
Реки, леса и озера! (Загибают пальчики начиная с большого)
Я люблю тебя, Беларусь! (Крепко сжимают ладошки в замок)
Ты же Родина моя! (Прикладывают руки к груди)
Воспитатель:
-А мы, ребята, начинаем с вами наше занятие. Приготовьте свои ушки, глазки.
Ход занятия
Звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина?»
Воспитатель:
-Ребята, я сейчас вам прочитаю замечательное стихотворение, а вы послушайте его внимательно:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина! (Татьяна Бокова)
-Ребята, а о чем это стихотворение? (дети предлагают варианты)
-А какое необычное слово вы услышали, которое повторялось несколько раз? Правильно, это слово родина! Давайте все проговорим это слово громко: «Ро-ди-на». Как вы думаете, что означает слово родина? Что такое родина?
(дети отвечают на вопросы)
Воспитатель:
-Правильно, ребята, родина – это родная земля, дом, цветы, мама…Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране, они говорят на одном языке, отмечают общие праздники.
Беседа о Республике Беларусь
Воспитатель:
-В какой республике мы живем?
-Как называют людей, которые живут в Беларуси?
-В каком городе Беларуси мы живем?
Игра «Укрась слово»
Задача – упражнять в подборе прилагательных к существительному, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе.
Воспитатель:
-Мальчики, девочки, а давайте мы с вами расскажем какая наша Беларусь? Беларусь какая?
Красивая, большая, зеленая, могучая, добрая, независимая, щедрая, любимая, синеокая, родная, процветающая.
-А белорусы какие?
Трудолюбивые, заботливые, доброжелательные, терпеливые, умные.
-Город Брест какой?
Красивый, зеленый, чистый, многолюдный, шумный.
Игра «Я – Беларусь, ты – моя частичка»
Задача – закрепить представление о природе и окружающем мире Беларуси.
Воспитатель:
-Я – Беларусь, ты – моя частичка. Кто ты?
Дети:
-Я – город, я – деревня, я –лес, я – река, я – памятники, я – ….
Физкультминутка
Воспитатель:
Задача – обеспечить смену видам деятельности т оптимальный двигательный режим, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
-Ребята, а теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (разводят руки в стороны)
Здравствуй, вольный ветерок! (качают руками из стороны в сторону)
Здравствуй, маленький дубок! (приседают)
Мы живем в одном краю – (хлопают в ладоши)
Всех я вас приветствую! (руки на поясе, повороты влево и вправо)
Леса, реки и поля – это Родина моя! (разводят руки в стороны)
Воспитатель:
-Какие вы умнички! А теперь давайте мы все подойдем к нашей карте Беларуси! Посмотрите, какая большая она! Какая большая наша Беларусь! В нашей стране 6 областей. Самая главная область – Минская. А есть еще Брестская, Витебская, Гродненская, Гомельская и Могилевская. Ребята, а у нашей страны есть особенные символы, которых нет в других странах! Или совсем мало! Давайте теперь приклеим наши символы на карту! Я буду показывать картинку, а вы называйте, что это.
(воспитатель показывает картинку озер и рек, аиста, зубра, василька и т.д. и поочередно прикрепляет символ на карту Беларуси).
Дети: называют символы Беларуси.
Воспитатель:
-Какие вы молодцы! Назвали все символы нашей Беларуси! Ребята, издавна Беларусь славилась своими лесами, природой, птицами, животными, но и изделиями из соломы, льня, глины. Посмотрите, какие ручники, салфетки, соломенные куклы.
А мы с вами сегодня тоже отправимся в мастерскую! И сегодня мы сделаем настоящий символ Беларуси – этот цветов василек! Но для того, чтобы мы почувствовали себя настоящими белорусами, наденем на голову вот такие замечательные повязки с белорусским узором!
(дети надевают повязки с белорусским орнаментом)
Воспитатель:
-А теперь мы приступаем к нашей аппликации. Посмотрите, что у вас на столе приготовлено для работы: деревянная палочка для нашего стебелька, ножницы, гофрированная бумага синего, голубого и зеленого цвета. Давайте приступать к работе!
1) Внутренние тоненькие листочки создаем из синей бумаги. Вырезаем ленту 4 на 20 см.
2) Делаем по краю надрезы и формируем бахрому.
3) Наматываем на палочку и приклеиваем.
4) Вырезаем 6 квадратов голубого цвета размером 5 на 5 см.
Воспитатель:
-Ребята, а теперь мы немного отдохнем. Вставайте и повторяйте за мной!
Физкультминутка «Василек»
Воспитатель:
Когда заколосится рожь, (Дети поднимают руки и качаются со стороны в сторону)
Ты без труда меня найдешь. (Дети имитируют просмотр в бинокль)
Я скромный полевой цветок, (Дети приседают)
Мне дали имя василек! (Дети выпрыгивают и поднимают руки вверх)
Воспитатель:
Мы немножко отдохнули и давайте продолжать нашу работу.
5) Вырезаем «зубчики».
6) Формируем лепестки.
7) И приклеиваем 6 лепесточков к палочке.
8) Затем берем зеленую гофрированную бумагу и вырезаем тонкую полоску. Наматываем на деревянную палочку зеленую ленту из гофрированной бумаги.
9) Теперь делаем листочки. Вырезаем три полоски из гофрированной бумаги и формируем лепестки.
10) Приклеиваем полученные лепестки к нашему стебельку.
Итог занятия
Воспитатель:
-Ребята, какие вы сегодня молодцы! Посмотрите, какие замечательные васильки мы сегодня с вами сделали!
Воспитатель:
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботиться о ней.
Список использованной литературы:
1. Учебная программа дошкольного образования. Минск, 2019 г.
2. Сімвалы Беларусі: дапаможнік для педагогаў / В.С. Красюк. – Мінск : Экоперспектива, 2017. – 111 с.
Музыкально-спортивное развлечение к 23 февраля. Средняя группа
1. Вход детей. Под песню «Солдат молоденький!» (Дети маршируют по кругу с флажками, затем встают вдоль стульчиков, флажки собираются).
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы отмечаем праздник – День защитников Отечества! Этот день стал праздником для всех мужчин – защитников Отечества и семейного очага! Все дарят им цветы, подарки, поют - песни, читают в их честь стихи!
Мы тоже поздравляем ваших пап и дедушек с праздником! Так же поздравим наших мальчиков, ведь они – тоже будущие защитники страны. С праздником наших сильных, смелых и благородных мужчин!
Стихи (дети читают стихи):
1 Ребенок.
Армия родная как народ сильна
Родину любимую бережет она.
2 Ребенок.
Спасибо Армии родной,
Спасибо дедам и отцам!
За то, что солнце светит нам!
3 Ребенок.
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли Мир, когда-то!
4 Ребенок.
Очень скоро подрастём,
В Армию служить пойдём!
5 Ребенок.
Нужно только не лениться, В школе хорошо учиться.
Надо, очень много знать, Чтоб отчизну охранять!
Ведущий: Здравствуй, праздник! Здравствуй, славный –
Праздник Армии родной!
В этот день веселой песней
Встретим праздник мы с тобой!
Сейчас ребята, мы исполним песню-флешмоб «Наша армия самая сильная!» (дети встают в ряды на флешмоб)
2. ПЕСНЯ - Флешмоб «Идет солдат по городу» (стоят в рядах)
Стихи (дети читают стихи):
6 Ребенок.
Солдаты охраняют
И жизнь, и мир, и труд.
Так пусть же все ребята
Счастливыми растут!
7 Ребенок.
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить!
Что бы было нам всегда
Хорошо на свете жить!
8 Ребенок.
Сегодня — праздник всех отцов!
Всех сыновей, всех, кто готов -
Свой дом и маму защитить,
Всех нас от бед отгородить!
3. Песня - Флешмоб «ТЫ НЕ БОЙСЯ, МАМА!»
Ведущий:
Сегодня праздник всех мужчин, День Защитников Отечества!
Ну-ка смелые бойцы,
Вы ребята молодцы!
А покажем-ка мы вместе
Как солдат служил?
4. Игра «Как солдат служил?»
1. Как солдат служил? (большой палец вверх)
2. Как солдат дружил? (пальцы в замок)
3. Как по цели стрелял? (пиф-паф (указательный палец вперед)
4. Как в казарме спал? (сложить ладошки под щекой, присесть, храпеть)
5. Как кашу ел? (показ рукой, ням-ням-ням)
6. Как в строю песню пел? (марширует, ля, ля, ля)
7. Как по дому скучал? (руки к глазам, плачет)
8. Как маршировал, честь отдавал? (марш на месте, рука к виску)
9. А как смеялся? (хи-хи-хи, ха-ха-ха)
10. Как кричал: «Ура!» (все кричат «Ура!»)
Молодцы ребятки, а умеете ли вы отгадывать загадки?
Ведущий: Хорошо ребятки, загадаю вам я, хитрые загадки!
5. Загадки
1. От страны своей вдали
Ходят в море …. (корабли) Карлсон – Дельфины!
2. Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет.
Человек им управляет, что же это (самолет) Карлсон – Паровоз!
3. К звездам мчится птица эта
Обгоняет звук (ракета) Карлсон – Котлета!
4. Льды морские расколол
Острым носом ….(ледокол) Карлсон – Носорог!
5. Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает.
Отправляется в полет наш российский (вертолет) Карлсон – Бутерброд!
6. Ползет черепаха – стальная рубаха,
Не знает ни боли, ни страха
Враг в овраг, и она, где враг. Что это за черепаха? (танк) Карлсон-Крокодил!
7. Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут опустился (парашют) Карлсон – Зонтик!
8. Железная рыба плывет под водой,
Железная раба ныряет до дна,
Родные моря охраняет она (подводная лодка)
Карлсон – рыба-Кит!
Ведущий: Ничего-то ты не знаешь! Учись у наших деток, видишь, какие они умненькие.
Ведущий 2: А зато Я, командовать умею, слушай мою команду!
6. Проводится игра «Слушай мою команду!»
(Дети встают, Ведущие показывает движения)
1. Внимание, бойцы на парад! (Все маршируют под музыку). Когда музыка прерывается, звучит следующая команда
2. Внимание, бойцы «Присесть!»,
3. Внимание, бойцы «Прыгать!»,
4. «Хлопать!»,
5. «Топать!»,
6. «Кругом!» (Повернуться вокруг себя)
7.«Бегом!» (Легко бегут на месте)
8. Отдать честь и крикнуть «Служу России!»,
9. Внимание, бойцы – Молодцы, по местам «Ать-два, ать-два!» (Звучит марш, дети садятся на свои места)
Ведущий: Мы команды выполняли, песни пели, и стихи читали, Все загадки отгадали, много техники узнали, а сейчас попробуем ее собрать.
7. Конкурс «Собери военную технику» (крупные пазлы)
(Участвуют 2 команды по 2 чел. Каждая команда на скорость должна собрать на 2-х столиках самолёт, вертолёт, танк, корабль.
Ведущий: Ребята, а давайте покажем всем, какие мы быстрые и ловкие?
8. Игра – эстафета: «Быстрый водитель»
(Две команды - все дети. По одному, везут за верёвочку машину, добегают
до кегли – оббегают, и обратно, передают машинку следующему).
9. Игра – эстафета: «Перейди болото, с кочки на кочку!»
(Две команды - все дети. По одному, прыгают из обруча в обруч).
Ведущий: Армейские учения продолжаются,
Следующий конкурс начинается!
10. Проводится конкурс «Доставь боеприпасы!»
(По всему залу рассыпаны малые шарики и кубики, по краям лежат обручи.
Приглашаются два ребёнка, один собирает шарики, второй – кубики, и несут в свой обруч. Побеждает тот, кто быстрее и правильно собрал.)
Ведущий: Вот у меня тоже есть один конкурс для вас. Есть такая пословица:
«Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто в цель попадает». Проверим, какие вы стрелки!
11. Проводится конкурс «Меткие стрелки»
(На расстоянии 1метра, от первого участника лежит обруч. Дети по очереди бросают в него мешочки с песком).
Карлсон: А сейчас, ребятки, у меня еще для вас загадка!
Если ранили солдата, кто поможет им, ребята?
Кто будет рану бинтовать,
Уколы ставить, и таблетки им давать?
Дети: Медсестра.
12. Конкурс «Медсестрички»
(по команде, на скорость забинтовать раненых солдат (руку, ногу)
Ведущий: Молодцы! Окончены соревнования. Армейцы прошли испытания.
Успешными были учения. Примите мои поздравления. (Идет к детям, всем пожимает руки)
Ведущий:
Пусть будет мир на всей планете,
Пусть люди счастливо живут!
Пусть больше радуются дети,
Играют, танцуют, и песни поют!
Ведущий: Знают взрослые и дети
Нужен мир не всей планете,
Пусть люди мирно спят и видят сны.
Так важно, чтобы не было войны!
Наш праздник подошел к концу. Веселый, звонкий, яркий! Ну, а теперь пришел тот час, Пора дарить подарки!
(Девочки дарят подарки мальчикам)
Занятие по образовательной области
«Ребёнок и общество»
в старших группах
«Три главных символа моей страны» |
Подготовила:
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Чаевская Ольга Владимировна
воспитатель дошкольного образования
первой квалификационной категории
Мекшило Елена Александровна
Программные задачи: развивать интерес и уважение к государственным символам Республики Беларусь (герб, гимн, флаг), формировать представления о своей стране – Республики Беларусь, активизировать словарный запас, обогащать чувственный опыт; воспитывать чувство патриотизма, эмоционально позитивное отношение к Родине.
Материал и оборудование: магниты, наглядный материал к дидактическим играм, аудиозапись Государственного гимна Республики Беларусь. Мелки.
Ход занятия:
Ведущий – Ребята, посмотрите в окно. Какое небо голубое, какое золотое солнце! Давайте поздороваемся с ними.
Дети становятся в круг, берутся за руки, вместе с ведущим.
ПРИВЕТСТВИЕ «Здравствуй, солнце голубое!»
Ведущий – У каждого человека есть имя, и он им гордится. Есть имя у нашей Родины. Ребята, что такое Родина? (Родина – место, где мы родились. Страна, в которой мы живём) Как называется наша Родина, наша страна? А какая наша Беларусь? (Большая, гостеприимная, красивая, богатая, сильная и т.д.) Беларусь – наша Родина. Ребята, что значит любить нашу Родину? (Не совершать плохих поступков, защищать, охранять её, уважать старших).
Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним их.
Пословицы и поговорки
Все эти пословицы учат добру, любви к Родине, умению её защищать.
Ребята, страну можно узнать не только по названию. Как ещё можно определить название страны? (Название страны можно определить по государственным символам. Это флаг, гимн, герб) Правильно. И сегодня мы будем говорить о государственных символах Республики Беларусь. Дети рассматривают на мольберте флаг Республики Беларусь
Ведущий – Посмотрите, какой красивый флаг нашей страны. Он представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных расположенных цветных полос: верхней – красного цвета, нижней – зелёного.
Дети читают стихи
Красный, белый и зелёный…
Цвет для нас – родной, знакомый,
Трёхцветный наш любимый флаг
Беларуси гордой стяг!
На флаге Беларуси три цвета. Красный цвет – знак солнца, символизирует богатство, счастливую жизнь. Зелёный цвет – цвет природы, цвет полей, лугов и лесов, которые занимают большую часть территорию нашей страны. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – цвет свободы, чистоты, мудрости. На белый цвет наложен белорусский орнамент, который объединяет красный и зелёный цвета.
Орнамент символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.
Давайте вспомним, где мы встречаем флаг (на государственных мероприятиях, на зданиях, на соревнованиях, на здании нашего учреждения дошкольного образования). Государственный флаг постоянно поднят на зданиях органов власти и некоторых государственных учреждений.
Флаг – отличительный знак государства. Флаг есть не только у Беларуси, но и у других стран. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Вы никогда не сможете найти два одинаковых флага.
Дидактическая игра «Узнай и найди наш флаг»
Флаг Беларуси красно-зелёный,
Знает об этом каждый ребёнок.
Флагом гордиться будем всегда,
Мы любим тебя, родная страна!
В торжественные праздничные дни Государственный флаг Республики Беларусь торжественно выносит почётный караул.
Изображение почетного караула
Физкультминутка «Вышли дети на парад»
Ведущий – А сейчас вспомним о ещё одном символе Беларуси – гербе, как он появился и для чего нужен. Гербы появились в давние времена и были отличительным знаком рыцарей. На рыцарские щиты помещали отличительный знаки, чтобы отличать друг от друга закованных в железные доспехи воинов.
Герб является знаком отличия, эмблемой государства.
Изображение государственного герба Республики Беларусь
Что вы видите в центре? Что еще изображено на гербе?
Вверху поля находится пятиконечная звезда. Герб обрамлён венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зелёной лентой, в средней части которой в основании в две строчки начертаны золотом слова «Рэспублiка Беларусь».
Контур Беларуси в лучах восходящего солнца – наша земля. Солнце освещает нашу страну, согревает её, несёт тепло, жизнь, радость. Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб. Цветки клевера – связь с животным миром. Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы, белорусы, дружим со всеми народами, воспринимаем их как равноправных партнёров, готовы с ними сотрудничать.
Где можно увидеть изображение Государственного герба Республики Беларусь? (Его изображение размещают на печатях, пограничных столбах, где работает правительство, на монетах, на паспорте гражданина Беларуси).
Ведущий - Ребята, у каждой страны, есть самая торжественная песня – гимн, ещё один символ государства. Слушать Гимн Республики Беларусь необходимо стоя, мужчины должны снять головные уборы. Когда мы встаём во время звучания гимна, то выражаем уважение к нашему государству, нашей стране. Предлагаю послушать Государственный гимн Республики Беларусь
Звучит отрывок Государственного гимна Республики Беларусь
Ведущий – Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали гимн? Где вы слышали гимн еще? (ответы детей). Государственный гимн исполняется на торжественных собраниях и мероприятиях, на соревнованиях, когда спортсменам вручают медали.
Чтобы проверить. Насколько вы всё запомнили, предлагаю поиграть.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Ведущий – Теперь предлагаем вам стать художниками. Рисовать мы будем не красками, а словами. Каждое красивое слово, сказанное мною о нашей Родине, нужно разъяснить.
Дидактическая игра «Беларусь – самая…»
Ведущий – Синеглазая… (У нас много красивых рек и озёр. В полях цветут синие васильки). Зелёная… (очень много лесов, лугов, полей). Лучшая… (Потому что это наша Родина). Дружелюбная… ((Белорусы – народ дружелюбный и гостеприимный). Красивая… (У нас красивые города, улицы, площади, парки). Трудолюбивая…(В Беларуси живут трудолюбивые люди).
Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась.
А теперь попробуем расшифровать элемент герба, который изображен на ватмане.
Дидактическая игра «Отгадай элемент герба Беларуси»
Ведущий хвалит детей за правильно выполненное задание.
Ведущий – ребята, что нового, интересного вы сегодня узнали? О каких символах Республики Беларусь мы сегодня говорили? Для чего нужен флаг (герб)? Где размещают флаг (герб)? Какие элементы Государственного Герба Республики Беларусь вы запомнили? Что нужно делать, когда исполняется Государственный Гимн Республики Беларусь? (ответы детей)
Вы, маленькие белорусы, можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих близких и свою Родину. Давайте возьмёмся за руки. Улыбнемся друг другу и дружно скажем: «Если дружба велика, будет Родина крепка!»
Использованная литература:
- Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2019.
- Палашавец, Т. Якая ты, беларусь? / Т.Палашавец // Пралеска. – 2018. - №8. – с.18-20.